Идеи раннего христианства

Страница: 9/12

* Туртуллиан, de idol. XVII, А. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства, стр 168.

** Тертуллиан, ad Scapulam //Там же, стр. 173.

*** Тертуллиан, ad Scapulam//Там же, стр. 173.

**** Тертуллиан. apol XXXIX.//Там же, стр. 224-225.

идолопоклонством. Такой образ действий Церковь усвоила с начала 3 века повсюду:

государство, благодаря этому, приобрело много смирных, верных своим обязанностям граждан.”

Вместе с возобладанием такого умеренного отношения к обществу, изменилось и отношение к государству. Взгляды на империю, как на царство Сатаны, а на

императора как на Антихриста, постепенно сменялись признанием за государством положительного значения, причем появлялась даже мысль о возможности союза между государством и Церковью. Выразителем такой идеи и вместе с тем пророком действительно свершившегося в IV веке слияния явился апологет Мелитон в “Слове”, обращенном к императору Марку Аврелию. В его произведении интересна манера, которую усвоили христиане в разговоре с сильными мира сего и тот тон почтения, который здесь слышится.

Евангельские идеи кротости, покорности и обязательного повиновения властям изменили первоначальную социальную направленность христианского учения. Поэтому изменялось и отношение правящих классов Рима к христианству.

Освящение религией рабовладельческого строя обеспечили ей поддержку со стороны государства. Заметим, что христианство получило правовое признание и стало господствующей в Римской империи только тогда, когда оно отказалось от своих первоначальных революционных тенденций, от критики установленных в империи порядков, провозгласило неприкосновенность частной собственности, стало проповедовать непротивление злу насилием и необходимость безоговорочного повиновения граждан государственной власти, а рабов- своим господам: “вы же, рабы, повинуйтесь своим господам, как образу бога, по совести и со страхом”*; когда оно превратилось в более совершенное оружие идеологического воздействия на массы, защиты интересов господствующего класса, чем прежняя государственная религия. Христианская церковь именем бога требовала от своих последователей быть покорными всякому человеческому начальству, повиноваться ему “не только из страха наказания, но и по совести, ибо начальник есть божий слуга (Рим. 13: 5,4). Слугам предписывалось “со всяким страхом повиноваться господам “не только добрым, но и суровым. Ибо то угодно (богу), если кто, помышляя о боге, переносит скорбь, страдая несправедливо”(1 Пет. 2:18-19).

Освящение религией рабовладельческого строя, власти монарха и обожествление персоны царя ставят религию в тесную связь с государством, она превращается в официально провозглашенную и поддерживаемую государством религию.

Миланский эдикт Константина и Лациния 313 г. посуществу провозглашал свободу вероисповедания. В результате христианство сделало качественно новый шаг в своем развитии: от состояния сектантской замкнутости- к статусу государственной религии; так складывались благоприятные условия для его социально- экономического и политического утверждения.

Для закрепления своих позиций церковь нуждалась в четко определенной догматической системе, отступление от которой рассматривалась бы как ересь. Эта система формировалась постепенно на протяжении нескольких веков. Основу ее составил так называемый символ веры- совокупность догматов, утвержденных церковными соборами в IV в.

По мере укрепления положения христианства терпимое отношение к другим культам сменяется нетерпимостью, опирающейся на представления о собственной профетической исключительности. Последнее нашло отображение в раннехристианской патристике, в частности в социальной доктрине Августина, изложенной в его произведении “О граде Божьем”. Раннехристианское учение о небесном граде и граде земном Августин представлял как историю борьбы двух

Реферат опубликован: 16/01/2010