Дионисий

Страница: 18/25

Предложение было внесено Гиппоником, сыном Каллия, постройку храма поручили Калликрату, позднее архитектору Акрополя. Еще в VI в., во времена тирании, здесь было святилище Ники, разру­шенное персами и вновь восстановленное после битвы при Платеях. Облицовка плитами микенского бастиона, придавшая ему законченную форму, была произведена по решению Народного собрания (вероятно, по предложению Перикла). Долгое время датировка храма оставалась спорной. Новые исследования позволяют заключить, что его постройка Калликратом, по всей вероятности, относится к 427—424 гг.60

План храма очень прост. Небольшая продолговатая целла обрам­лена двумя портиками. Она поставлена на мраморный трехступенчатый стилобат. Портики храма открываются четырьмя ионическими колон­нами. Параллельно колоннам на приподнятом и архитектурно выделен­ном ионическом основании стояла целла. В ее наружной стене, выходя­щей на восточный портик двумя антами, находилась дверь, между близко поставленными двумя узкими колоннами. Пространство между колон­нами и антами перехвачено металлической решеткой. Анты и внутренние стены целлы покрыты были ярким и богатым орнаментом. Следы его кое-где сохранились, но цвета красок уже неразличимы. Западная стена храма была глухой.

В окончательном виде этот изящный ионийско-аттический храмик увенчивал древний микенский бастион южной стороны Пропилеи, на том самом месте, где некогда стоял алтарь Афины Ники, закрытый теперь стилобатом храма.

Вся реконструкция и перепланировка Акрополя была, несомненно, связана с решением, принятым при Перикле, о превращении Акрополя в памятник победы над персами. С этой точки зрения интересен по своей теме скульптурный ионический фриз (0,448 м высоты), защищенный от дождя выступающим вперед карнизом. На фризе изображены сцены Платейской битвы 479 г. Значительная часть фриза сохранилась; на его восточной стороне представлено собрание богов. Среди них выделяются, вероятно, Афина и Зевс, но фигуры так повреждены, что точное отожест­вление их невозможно. На северной и южной сторонах фриза - сце­ны борьбы греков с персами, на западной - борьба греков, может быть афинян, с фиванцами, сражавшимися при Платеях на стороне персов. Храм был увенчан фронтонами, которые не сохранились.

Интересный анекдот о Фидии сохранен у позднего поэта и грамма­тика Иоганна Цецы (XII в. н. э.) в его “Книге истории”, обычно извест­ной под названием “Хилиады”. Фидий и Алкамен поспорили друг с дру­гом о том, кто из них создаст лучшую статую Афины для постановки ее на высокой колонне. Пока обе статуи стояли внизу, статуя Алкамена ка­залась лучшей; но как только их поставили на колонны, статуя Фидия заблистала красотой, а статуя Алкамена поблекла. Фидий заранее преду­смотрел, что верхние части фигуры для зрителя, смотрящего снизу, пока­жутся укороченными. Этот анекдот свидетельствует о мастерстве Фидия; здесь, несомненно, имеется в виду Афина Лемния, стоявшая на высокой мраморной колонне.

На расстоянии 40 м от Пропилеи, если смотреть прямо на восток, на широкой выровненной в скале площадке возвышалась вторая статуя Фи­дия -Афины Промахос. Надпись на массивном пьедестале, от которого осталось лишь несколько поросовых блоков, сохранилась до на­шего времени: “Афиняне посвятили победе над персами”. Некоторое представление о статуе дает описание Павсания: “.,. бронзо­вое изображение Афины из добычи, взятой у мидян, высадив­шихся на Марафоне, творение Фидия. Изображение же на щите битвы лапифов с кентаврами и все остальное, что там сделано, вычеканено, как они говорят, Мисом, а Мису как для этого, так и для всех остальных его работ дал рисунки Паррасий, сын Евенора. Острие копья и гребень шлема этой Афины видны плывущим в Афины еще от Суния” (Павсаний, 1,28, 2).

Реферат опубликован: 6/11/2006