Дзен-буддизм

Страница: 2/13

В буддизме существуют две основные традиции: Теравада или Хинанна, распространённая преимущественно в Юго-Восточной Азии, на Цейлоне, в Бирме и Таиланде, и Махаяна, распространённая главным образом в Китае, Корее и Японии.

Дзен — одна из больших сект Махаяна. Она была основана в Китае в VI веке н.э. Бодхидармой, индийским буддийским монахом, подчёркивавших важность размышления и личной дисциплины, а не религиозного ритуала. В XI–XII веках японские буддисты отправились в Китай изучать дзен. Возвращаясь в Японию, они основывали монастыри, обучали учеников и распространили дзен-буддизм в Японии.

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Три характеристики существования

Буддизм указывает три основные характеристики существования: непостоянство, отсутствие самости и неудовлетворённость.

«Время летит быстрее, чем стрела, и жизнь проходит скорее высыхания росы. Как бы ты ни был искусен, можешь ли ты вернуть хоть один день прошлого?» (Диоген в /II, с. 135/)

Непостоянство

Концепция непостоянства предпола-

гает понимание того, что всё непрерывно

изменяется, нет ничего устойчивого.

Понятно, что ничто физическое не вечно.

Деревья, здания, солнце, луна, звёзды, —

всё это конечно в своём существовании;

более того, всё это текуче в каждый дан-

ный момент. Непостоянство относится также к мыслям и идеям. Представление о непостоянстве подразумевает также, что не может быть абсолютного авторитета и вечной Истины. Есть только уровень понимания, пригодный для определённого времени и места. Поскольку условия изменяются, то, что кажется истинным в одно время, видится как ложное или неподходящее в другое время. Поэтому нельзя сказать, что буддизм располагает определённой доктриной. Если действительно принять концепцию непостоянства, то будет понятно, что ничто не становится полностью Буддой, что даже Будда подвержен изменению и может совершенствоваться, что Будда и есть изменение.

Отсутствие самости

Философия индуизма предполагает непостоянство всех вещей кроме Самости или души, которая полагается неизменной и бессмертной. Буддийское представление о непостоянстве не делает из этого исключения. Представление об отсутствии самости отрицает существование бессмертной души или вечной Самости в каждом индивидууме.

Индивидуум понимается как сочетание свойств — интеллекта, эмоций, тела — которые непостоянны и всё время изменяются. Буддийский святой Нагасена так объяснял этот принцип королю Милинде, пользуясь примером королевской колесницы:

— Скажи, о Великий Король, ось — это «колесница»?

— Никоим образом, о Достопочтенный!

— А колёса — это «колесница»?

— Никоим образом, о Достопочтенный!

— А кузов колесницы — это «колесница»?

— Никоим образом, о Достопочтенный!

— А поводья — это «колесница»?

— Никоим образом, о Достопочтенный!

— А кнут — это «колесница»?

— Никоим образом, о Достопочтенный!

— Хорошо, о Великий король! А всё это вместе —ось, дышло, колёса, кузов, поводья, кнут — это «колесница»?

— Нет, о Достопочтенный!

— Хорошо, о Великий король! Может быть, «колесница» — это что-то другое, кроме оси, дышла, колес, кузова, поводьев, кнута?

— Воистину нет, о Достопочтенный!

— Великий король, я спросил тебя обо всём, что только могло придти мне на ум, но я не могу найти «колесницу»! Наверное, «колесница» — это просто звук.

(Король ответил) — Из-за оси, и из-за дышла, и из-за колёс, и из-за кузова, и из-за поводьев, и из-за кнута, и из-за слова, обозначения, стиля и имени употребляется «колесница».

(Нагасена отвечает, что то же относится и к индивидууму: из-за различных органов тела, из-за ощущения, восприятия и сознания) «из-за всего этого, используется слово, обозначение, именование, стиль, имя, — но всего лишь имя, — «Нагасена». В высшем же смысле слова «индивидуум» не предполагается этим существующим. (I, с. 202–204)

Иными словами, наши тела и наши личности составлены на смертных, постоянно изменяющихся компонентов. Индивидуум — не что иное, как эти изменяющиеся составные части. Когда части гибнут, гибнет и индивидуум.

Неудовлетворённость

Неудовлетворённость как страдание — третья характеристика существования. Она включает рождение, смерть, угасание, скорбь, боль, отчаяние и само существование. Проблема эта — не внешняя. Она коренится в ограниченном эго — относительном сознании — каждого индивидуума. Буддийское учение создано, чтобы помочь нам изменить или преодолеть наше чувство себялюбия к ограниченности, и таким образом достигнуть чувства относительной удовлетворённости собой и миром.

Реферат опубликован: 10/06/2009