Далай-лама XIV. Буддизм тибета

Страница: 11/14

Противоядие от забывчивости:

5. Внимательность: постоянно сохранять сосредоточенность на объекте.

Противоядие от сонливости и возбужденности:

6. Бдительность: сразу замечать, что сонливость или возбуж­ленность возникли или возникают.

Противоядие от неприменения:

7. Применение: использовать противоядие от сонливости или возбужденности. Противоядие от чрезмерного применения:

8. Воздержание от применения: ослабить своё усилие.

При употреблении восьми противоядий пять ошибок постепенно уничтожаются, и человек проходит девять состояний сосредото­ченности:

1. Установление сознания: собрать сознание и направить его на внутренний объект [например, на визуачизированный облик Будды].

2. Продолженное установление: продлить сосредоточенность на объекте дольше, чем в предыдушем состоянии.

3. Восстановление: немедленно распознавать отвлечечие и возвращаться к объекту.

4. Усиленное установление: собрать сознание для перехода от сосредоточенности на главных [аспектах объекта медитации] ко всё более и более устойчивому установлению его на второстепен­ных [чертах объекта].

5. Дисциплинирование: сознавать благие качества, которые да­ет медитативное сосредоточение, и черпать в них радость.

6. Умиротворение: пресечение неприязни к медитативному сос­редоточению.

7. Полное умиротворение: посредством усилия уничтожаются да­же лёгкая сонливость и возбуждённость, как только они появля­ются.

8. Неотлучность: медитативное сосредоточение постоянно - так, что уже ничто неблагоприятное не может прервать этот про­цесс.

9. Естественность: фиксация на объекте происходит сама со­бой, без усилий.

Эти девять состояний сосредоточенности достигаются посредс­твом шести сил. Первое состояние - силой слушания, второе - силой размышления, третье и четвертое - силой внимательности. Пятое и шестое - силой осознания, седьмое и восьмое - силой усилия, девятое - силой знакомства.

Девяти состояниям сосредоточенности отвечают четыре вида умственной деятельности [посредством которых сознание овладе­вает своим объектом]:

1. Принудительная фиксация: во время первого и второго сос­тояния сосредоточенности сознание с усилием фиксируется на объекте концентрации.

2. Прерывающаяся фиксация: от третьего до седьмого состоя­ния сосредоточенность перемежается [с рассеянностью].

3. Стабильная фиксация: во время восьмого состояния созна­ние способно удерживаться на объекте неотлучно.

4. Самоподдерживающаяся фиксация: во время девятого состоя­ния сознание само собой удерживается нана объекте.

Если совершенствовать безмятежность, правильно понимая сущ­ность, порядок и отличия степеней, объясненных выше, безупреч­ное медитативное сосредоточение можно легко выработать пример­но за год.

Тема безмятежности изложена выше применительно к объектам вообще. В частности же, если развивать безмятежность, взяв в качестве объекта само сознание, обнаруживаются дополнительные преимущества. Мы узнаем свое собственное сознание. Сознание столь же пусто, как и пространство, не имеющее никаких физи­ческих качеств, таких, как форма или очертание. Сознание - это нечто, просто воспринимающее ясно и четко любые аспекты объек­та, которые предстают перед ним. Установив таким образом, что представляет собой сознание, можно переходить к девяти состоя­ниям, уничтожению пяти ошибок, применению восьми противоядий и т. д., что уже объяснялось выше при рассмотрении объектов во­обще. Так развивают безмятежность.

Здесь были просто перечислены элементы безмятежности, в ви­де предельно сжатого изложения наставлений Майтреи и Асанги. Мерой достижения безмятежности, после приобретения подвласт­ности ума и тела, является нерушимая подвластность, то есть способность сохранять сосредоточенное сознание на объекте. Именно тогда достигается подлинная безмятежность, которая вхо­дит в подготовительную стадию "первой медитации", относящейся к миру форм. (Остальные три из "четырех медитаций" относятся к более уровням "трех миров". - Примеч. пер.) После достижения безмятежности сознание уже послушно, и на как благой объект или мысль его ни направить, остаётся на нём неотлучно. В силу этого способность сознания к постижению чрезвычайно возраста­ет.

Реферат опубликован: 13/08/2008