Высокопетровский монастырь

Страница: 2/4

XVII столетие занимает особое место в истории нашей страны. Это было время зарождения новых отношений в экономике, окончательного оформления крепостнической системы и вместе с тем крестьянских войн, иностранной интервенции, многочисленных городских восстаний.

В 1612 году монастырь был оплотом борьбы с польской шляхтой. Как только Москва освободилась от литовско - польских интервентов , вокруг обители возвели каменные стены с восточными и западными воротами, а в 1634 году , по всей вероятности с согласия митрополита Филарета ( в миру Романов Федор Никитич (1554 - 55 - 1633), государственный деятель , патриарх с 1619г., отец первого царя из династии Романовых — Михаила. В 1610 г. учавствовал в свержении царя Василия Ивановича Шуйского. При Михаиле стал фактическим правителем страны. Похоронен в Успенском соборе Кремля. ) в севернее храма святого Петра поставили маленькую деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы , надо полагать , в честь возведения его сына Михаила Федоровича на царский трон .

Без малого еще через полсотни лет в этой церкви захоронили братьев царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной (матери Петра 1) Ивана и Афанасия, убитых стрельцами во время восстания в Москве в мае 1682 года. Восстание 1682 г. “ Хованщина “ (по имени князя И. А. Хованского, руководителя стрелецкого движения, начальника Стрелецкого приказа) , антифеодальное восстание , главным образом стрельцов и солдат Москвы, явилось следствием усиления феодально - крепостнического гнёта , роста злоупотреблений боярско - дворянской администрации и притеснений стрельцов и солдат. Восстание 1682 года было облегчено борьбой за власть в правящей верхушке. Брожение в стрелецких полках вымелось в восстание, ускореное смертью царя Федора Алексеевича (27 апреля 1682 года ).Оплакивая братьев, царица решила построить над их могилами большой каменный собор. Выполняя ее волю, в 1684 году на месте разобранной церкви Покрова заложили пятиглавый храм во имя Боголюбской Божьей Матери. Строительство шло ускоренными темпами и уже на следующий год митрополит Иоким в присутствии Натальи Кирилловны освятил собор, а через некоторой время отслужили торжественную панихиду по убитым братьям, гробницы которых установили в обширной трапезной.

Следует заметить, что с обретением единовластия в 1689 году, Петр 1 уделял монастырю особое внимание. После завершения строительства Боголюбского собора начались большие работы по обновлению монастыря. Правда, еще продолжалась постройка собора святого Петра Митрополита, которую царица затеяла в ознаменование победы ее сына Петра 1 над его старшей сестрой Софьей (дочерью первой жены царя Алексея Марии Ильинечны Милославской). В процессе работ вокруг собора возвели галерею - гульбище, огражденную парапетом, придавшую зданию особую стройность. Открытие собора состоялось 8 мая 1690 года.

Большое строительство развернули в юго - западной части монастыря на территории бывшей усадьбы Нарышкиных, пожертвованной обители в ознаменование рождения наследника престола Петра Алексеевича в 1715 году.

На подклети каменных палат построили кирпичный корпус Братских келий, ограничивающих территорию монастыря по линии Петровской дороги и Старо - Серебряного (ныне Крапивенского) переулка. Новый корпус своей оригинальной отделкой каменных наличников, сплошного ряда окон на фасаде второго этажа, расчлененного на равные части колонками, подчеркнуто строгой линией карниза, придал всему ансамблю монастырских построек особую красоту и изящество.

Праздничность декора верхнего этажа Братских келий усиливает скупость оформления первого этажа, расчлененного широкими лопатками на равные части с прорубленными в них окнами - бойницами. Он как бы продолжает плоскость прясел монастырских стен опоясывающих территорию.

Внутри двора на уровне первого этажа арочная галерея Братского корпуса, соединенная с галереей церкви Сергия Радонежского, образует архитектурное единство южной хозяйственной части обители.

Тогда же в 1690 году, в память о спасении молодого Петра в Троице - Сергеевом монастыре 8 августа 1689 года от расправы восставших стрельцов, заложили южнее собора святого Петра большую теплую пятиглавую трапезную церковь во имя Сергия Радонежского ( Сергий Радонежский (около 1321 - 1391) — основатель и Троеце - Сергиева монастыря. Активно поддерживал объединительную и национально - освободительную политику Дмитрия Донского) и завершили ее строительство 1694 году. После освещения 1 декабря 1695 года она была открыта для насельников обители и прихожан.

Величественное трехярусное здание храма с двухэтажной трапезной палатой, окруженное стройным арочным гульбищем на уровне второго этажа, с декорированными белым камнем наличниками окон, колонками и карнизами стало украшением двора монастыря. В дальнейшем трапезная церковь регулярно подновлялась (1777 , 1778, 1808, 1896 гг.), а в 1836 году в ней устроили предел святого Алексея Митрополита (меирополит Алексий (1290 - 1378) поддерживал политику московских князей. Фактический глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии (Донском) ) , а несколько позднее - придел святого Митрофания Воронежского.

Реферат опубликован: 9/06/2009