Введение в догматическое богословие - лекция 3

Страница: 4/5

Мера боговдохновения. Каков же познавательный авторитет Писания, в свете рассмотренного нами?! Существует точка зрения, что б. и авторитет распространяются на все содержание (усвоение авторства, хронология и т.п.). Это вывод из механических теорий б., предполагающий наличие у авторов недоступного его времени уровня знаний. Другие богословы сосредотачивают авторитет на вопросах сотериологических, шире – на богословском содержании.

Несмотря на всеобщее в евангельских кругах утверждение полной б. Писаний, на практике существует огромный спектр богословских построений. Смысл этого слова оказывается расплывчат. Под полной б. стоит понимать, что все Писание и каждая его часть возникли под особым руководством. Это не предполагает любой конкретный тип б., но только то, что в результате б. мы получили Писание, как авторитетное правило для церковной веры (и жизни).

При всем при том, проблема заключается не в принятии определенной теории б. (которая зачастую, оказывается исторически определенной), не в том, где видится сущность библейского авторитета, а в том, как человек использует Библию! (пр. разл. культов и сект). Факт в том, что очень большие группы христиан достигли устойчивости в ядре своих богословских систем и едины в практике своего христианства. Это может дать нам некоторую точку опоры, но и еще раз напомнит нам, что практической причиной несогласий оказывается именно определенный метод интерпретации Библии. (Герменевтика — это другой курс, но, вам ясна его крайняя важность. При этом должен заметить, что для построения последовательной герменевтической конструкции надо предварительно философски, или нет, проанализировать человеческий фактор в собственно построении подобной модели.) Необходимо создать такой метод, который позволит наиболее явно выражать именно то содержание Писания, которое составляет суть его авторитета (насколько это будет возможно в свете предпринятого анализа возможностей герменевтики). Этот метод и будет зеленой линией богословского движения!

Позволю сказать на эту тему несколько слов. Основными аспектами библейской герменевтики являются исторический и богословский. На начальных этапах хр-ва доминировал богословско-аллегорических подход. Для нас ясно, что нельзя полностью пренебрегать исторических аспектом, но и нельзя ограничиваться им. Одним из ключей часто предлагается использовать метод новозаветногй интерпретации ВЗ. Здесь действительно нходится удивительное соотношение экзистенциального и когнитивного типа авторитета (о кот. мы говорили выше). Это не так просто. Иногда кажется, что НЗ авторы просто насилуют ВЗ текст, чтобы и не отказаться от него и не потерять связи Иисуса с иудаизмом. Здесь начиается аллегористика. В сегодняшнем дне, при развитии исторического метода и невозможности аллегористики, герменевтическая конструкция (общеевангельского богословия) определяет содержание НЗ как провозвестие о выходе из ВЗ со Христом в Церковь. Экстраполируя это на общегерменевтический уровень мы скажем, что измерение, в котором находится авторитет Писания, оказывается именно богословским содержанием Писания; и решающим звеном в истолковании Библии становится раскрытие той богословской структуры, которой обусловлен текст. Часто выражение богословской идеи занимает большое пространство и нет никакой необходимости выжимать “смысл” из каждого стиха, “богословская плотность текста – величина переменная”. (Так, это видно при анализе культовой практики Израиля в ее схожести с практикой окружающих народов; да и из сходство священных тектстов. Именно богословие определяет суть практики, хотя, опять же, сам народ мог забывать это.) Откровение получено в контексте уже существующей культуры как данное Богом понимание истинных причин культовой практики. Отсюда следует необходимость использовать небиблейские категории при дальнейшем развитии органической богословской системы, соответствующей современному этапу развития мысли, в т.ч. богословской.

Реферат опубликован: 1/12/2009