Введение в догматическое богословие - лекция 1

Страница: 2/4

Богословие абс. нуждается в том, чтобы дать нам понимание нашей веры — чтобы (напр. в общении с будд.) не просто некритически цитировать Писание/РСБ, но говорить о его содержании, понимать образ библейских дискурсов (разного рода анализы, от низшего-высшего до структурально-культурологического критицизма), осмысливать и оценивать его аргументы. Посл. к Евр.: (облако свидетелей(. Мы часть Церкви (одной Церкви!) — на земе и на небесах. Мы, просто, последняя (в смысле, очередная) часть здания Церкви.

Ансельм начинал богословие с молитвы. (Невозможно вполне постигнуть духовные реалии в посюстороннем состоянии). Однако, мы нуждаеся в некоторой согласованности взгладов, чтобы понимать, что редмет нашей веры имеет смысл. Мы не можем вполне верить в то, что не имеет смысла. (Хотя, конечно, нужны глубочайшие расуждения о структурах разума, смысла и их согласованности — от Канта до Витгенштейна). Как бы то ни было, но мы имеем разум, как неотъемл. часть нашего бытия. (Любить Бога разумом(, а (люби, и делай что хочешь(! Необходима дисциплина разума и его работа.

Итак, наша последовательность — Философия религии |со всеми гуманитарными науками: философией, историей, психологией, лингвистикой| (не только цитировать текст по причине многообразия мира) – гносеология |пояснить о структурах разума| (факт разума) – !вера ищущая понимания! – построение определенной гармонии своих и Церковных христианских воззрений на уровне современного метадискурса.

Сегодня многиие богословы не имеют системы. Этот век не любит систем. Но мы хотим иметь когерентную систему, знать — как вещи соотносятся друг с другом. |ПР.: как будет строиться богословия вокруг утверждения, что Христос = высший ангел?!| Во Христе все соединено (Еф. 1:10 – a)nakefalaiw/sasJai, Евр. 1:3 – fe/rwn te ta\ pa/nta tw=? r(h/mati th=j duva/mewj au)tou=). Все соединено. Мир сейчас под господством Бога. Хотя не все охватимо разумом, но все соединено! A(W Велико, если не всеохватывающе, влияние доктрин друг на друга. |Показать взаимное влияние различных доктрин| <|ПР.: статья митр. И.Зизуласа; Страницы, #2:1 – Учение о Боге–Троице сегодня: предложения для экуменического изучения|| Какие только вопросы не поднимаются в этой небольшой статье — от вопроса онтологического, а не вторичного, характера троичности; до прямых выводов о важности практического осмысления троичного догмата в богослужебной, молитвенной, экуменической, экклезиологическоий практике и необходимости учения о Троице для сохранения экзистенциальной важности христианства для человека.|> Lo/goj (Ин.1:1-18) – мудрость Бога. Телеология. Когерентность плана Божьего действия. Попытка ухватить эту дивную картину бож. славы конечным языком — систематическое богословие.

Но есть и др. области применения. Мы живем в плюралстическом о-ве. Богословие создается не только для нашего удовольствия. |ПР.: Ириней и борьба с ересями. Что он сделал — изучал их. Он изучил другие традиции и применил Писание к ним.

Истина Христа – одна во все времена. Величайшая истина многолика, она не похожа на плоскость. Мы ухватываем части ее, которые необходимы нам, которые ближе к нуждам нашего времени и путям нашего мышления. (Лютер – оправдание, Уэсли – освящение, Тиллих – на границе /хотя Тиллих является довольно специфическим примером/, Барт – христология, МакГрат – восстановление наследия Реформации. Др. т.ж. стараются освежить и изложить на современном языке традиционные церковные истины — это не древние сказки). |ПР.: Тот же МакГрат говорит, что смерть Христа – участие Бога в страданиях => Бог не устранился и человек может выйти из кризиса покинутости! – этот выход может быть основательнее, нежели чисто психологический расслабон в компании, в т.ч. церковной(() || Бультман, напр., стремится изложить новозаветную весть на языке экзистенциальной аутентичности человека (каковой он считает наиболее доступным для человека, в противовес архаичной мыслительной парадигме НЗ) (пояснить) – здесь тоже можно отвергнуть его проект, но если при этом человек останется в 2-х мирах (как пишет Эриксон), то еще неизвестно, где больше аутентичности!|

Реферат опубликован: 7/12/2006