Буддийское вероучение и культура

Страница: 2/4

Рисунки, символизирующие ниданы, расположены по широкому ободу, охватывающему снаружи основной круг колеса. Прошедшая жизнь представлена 2-мя ниданами. Первая изображается в виде слепой старухи, не знающей, куда она идет. Это символ "омраченности" (авидья),констатация факта зависимости от страстей, стремления к жизни, наличие того заблуждения ума, которое делает неизбежным новое перерождение. Вторая нидана символизируется изображением горшечника за изготовлением сосуда .Это-"содеянное"(сансара или карма).Настоящая (данная) жизнь передана 8-мью ниданами.

1-ая нидана - обезьяна, рвущая плоды с дерева,- символ "сознания"(виджняна),вернее лишь первого момента новой жизни, которая, согласно буддийским представлениям, начинается с пробуждения сознания.

2-ая и 3-яя ниданы "настоящей жизни" протекают в период эмбрионального развития человека.Эмбрион переживаний не имеет. Постепенно складываются "шесть баз",служащих "органами чувств",точнее "актами ощушения" – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и " манас" , под которым понимается " сознание предыдущего момента".Символы - человек в лодке и дом с заколоченными окнами.

4-ая нидана "соприкосновение" (спарша) символизируется обнимающимися мужчиной и женщиной. Считается ,что еще в утробе матери ребенок начинает видеть и слышать,т.е. элементы чувства соприкасаются с сознанием. Но приятных или неприятных эмоций не возникает.

5-ая нидана "чувство" (ведана), т.е. сознательное переживании неприятного,

безразличного,-эмоциональная область сознания. Ведану символизирует изображение человека, в глаз которого попала стрела."Чувство" вырастает в "вожделение" (тришна), которое появляется в возрасте полового созревания и воплощено на "сансариин-хур-

дэ" в виде человека с чашей вина."Стремление" - 7-ая нидана, соответствующая всестороннему формированию взрослого человека, когда у него складываются определен-

ные жизненные интересы и привязанности. На рисунке человек, рвущий с дерева плоды."Бава",т.е. жизнь,- последняя нидана данного существования человека .Это расцвет его жизнедеятельности, упадок ее, старение и смерть. Символ бавы -курица, высиживающая яйца. Будущая жизнь охватывается двумя ниданами - "рождением"

(джати) и "старостью и смертью" (джара-марана).Первая символизируется изображением рожающей женщины, вторая- фигурой слепого старика, еле держащегося на ногах .Рождение-это появление нового сознания ,а старость и смерть - вся жизнь, так как " старение "начинается с момента рождения, а новая жизнь опять порождает стремления и желания, вызывающие новое перерождение.

учение о душе

Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то ,что принято считать личностью, состоит из:

а) "чистого сознания" (читта или виджняна)

б) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта)

в) "чувственного" в абстракции от сознания (рупа)

г) сил ,сплетающих ,формирующих предыдущие категории в

конкретные сочетания,конфигурации (санскара,чэтана)

В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем чтобы по закону

переселения душ снова найти себе другую материальную темницу. Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального"сознания",которое "несет в себе" весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.

В соответствии с учением о драхмах "поток сознательной жизни" индивидуума в конечном счете является порождением "мировой души",непознаваемого сверхбытия. По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных взглядов на душу, как на поток, как "непрерывность постоянно меняющихся индивидуальностей.

отношение к земной жизни

Первая из четырех "благородных истин" формулируется так: "В чем состоит благородная истина о страдании? Рождение- страдание; расстройство здоровья-страдание;смерть-страдание;скорбь,стенания,горе,несчастье и отчаяние -страдание; союз с нелюбимым-

Реферат опубликован: 26/12/2008