Апокалипсис

Страница: 2/4

“ Жена “ - это Рим, расположенный на семи холмах. Пять царей, которые пали - пять римских императоров, которые занимали престол до написания книги: Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон. Шестой - который царствует - Гальба, его правление длилось недолго - с июля 68 г. по январь 69 г.

Иоанн Богослов предвидит скорую гибель этого императора и вошествие на престол седьмого, которому тоже недолго царствовать. А потом является восьмой, который уже был раньше. В его определении историки единодушны - Нерон. В апокалипсисе говорится о семи головах, одна из которых была смертельно ранена, но уцелела /13:3/. Похоже, что речь идет о самоубийстве Нерона. Но в те времена упорно ходили слухи, что Нерон жив и, где-то собирает силы для борьбы за трон. Действительно на горизонте появился Лже-Нерон. В течении некоторго времени он вел борьбу за власть, но потерпел поражение. Так что, автор Апокалипсиса под грядущим зверем имел в виду, конечно, Нерона.

Есть так же предположение, что Апокалипсис написан разными авторами или к тексту Иоанна позже были сделаны дополнения, что объясняет ряд противоречий текста Откровения.

Обратимся к позиции Апокалипсиса. План Откровения очень стройный. После вступления / 1:1-8/ автор “ в духе “/ выражение для обозначения состояния экстаза / получает повеление написать письма к семи малоазийским церквам / 1:9-3:22 /. Второе видение: “ Сидящий на престоле “ открывает одну за другую семь печатей с запечатанной книги / 4:1-8:5 /. Третья картина: перед нами семь ангелов, трубящих в трубы / 8:6-11:19 /. Четвертая глава представляет зверя и дракона / 12-14 /. Пятое видение: в первой части - семь чаш гнева / 15-16 /, во второй - судьба Вавилона - Рима / 17:1-19:10 /. Далее - пришествие Иисуса Христа: огненное озеро поглощает зверя и дракона /19:11-20:15/. Седьмое видение: новый мир, небесный Иеррусалим /21:1-22:5/.

Конец двадцать второй главы образует заключение книги. Все содержание Апокалипсиса, вправленное в раму семи видений / кроме 2 и 3 глав /, исчерпывается пророчествами и грузной оправой иудейской апокалиптики. Ожидание близкого пришествия Иисуса Христа сообщает всей книге приподнятый, напряженный тон. С этой стороны она вполне вводит нас в настроение первохристианской общины. Рим вызывает невыразимое ожесточение: это - “ великая блудница “, с которой “ блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле “. Она упоена .кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых “. “ Воздайте ей так, как она воздала вам . Придут на нее казни, смерть, плач и голод, и будет сожжена огнем . И восплачут, и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие . с нею.

В Апокалипсисе отразился дух ненависти к Риму, жажда мести и предвидение ее удовлетворения. Среди иудеев кипели антиримские настроения, питавшие ожидание гибели “ вавилонской блудницы “ в результате божественного вмешательства и неизбежной грядущей победы добра над злом.

Однако, фактический ход истории не оправдал надежд. Иудейская война кончилась поражением иудеев, разрушением Иерусалимского храма и порабощением Иудеи.

Согласно эсхатологии Апокалипсиса, ангел сковывает сатану на тысячу лет: “ после же сего ему должно быть освобожденным на малое время “. “ Души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие “ оживают и царствуют с Христом тысячу лет. “ Это первое воскресение . Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы . И ниспал огонь с неба от Бога, и пожрал их. А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков / гл.20 /. Заключительные главы изображают новый Иерусалим “ приготовленный как невеста “.

Густав Гече очень верно подметил: “ Если кто-то сделает попытку проанализировать и истолковать каждое отдельное видение Апокалипсиса, то столкнется с неразрешимими трудностями. И не только потому, что фигурирующие в Откровении символы и символические знаки весьма неопределенные и многозначны, а скорее оттого, что сами по себе они не имеют значения. Понять это произведение можно лишь в целом “. (1,350)

А.Тарковский в своих размышлениях об Апокалипсисе заметил, что в Откровении очень много точных цифр, дат: “ Перечисляется число жертв и число праведников. Но, с моей точки зрения, это вовсе ничего не значит, это как бы образная система, которая воспринимается эмоционально. Цифры, какие-то точные моменты важны в ощущении человеческой судьбы, в знании будущего “. (4,34)

Реферат опубликован: 16/04/2009