Роль Германии в мировой экономкие

Страница: 2/10

ФРГ - наиболее мощная промышленная держава Западной Европы. В этом регионе она занимает первое место по величине населения - около 81 млн. человек и третье – по территории – 356,9 тыс. кв. км. ( после Испании и Франции). ФРГ тесно связана с мировым хозяйством. Она мало уступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте составила в 1997 году 10%, а по величине внешнеторгового оборота (совокупная стоимость экспорта и импорта) Германия находится на втором месте в мире после США. Она является также одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала. Германия была одним из инициаторов создания в 1957 году Европейского экономического сообщества (ныне – Европейский Союз) и в настоящее время выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском континенте.

По качественным характеристикам национальной экономики (уровень производительности труда, капиталоснащенность и наукоемкость производства и др.) ФРГ также занимает одно из первых мест в мировом хозяйстве.

1.2 Внешнеэкономические связи.

В экономической стратегии правительства ФРГ развитию внешнеэкономических связей отведена ключевая роль с учетом высокой зависимости состояния экономики от результатов ее участия в мирохозяйственных связях. Основой внешнеэкономической политики ФРГ является развитие экономических связей с ее главными внешнеэкономическими партнерами: ЕС, США и Японией. Большое внимание уделяется расширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юга Африканского континента, Восточной и Центральной Европы. Первостепенное значение придается укреплению ЕС, в котором Германия занимает ключевое место, являясь локомотивом западноевропейской интеграции.

Внешняя торговля – одна из наиболее динамичных отраслей экономики ФРГ, стимулятор ее экономического роста. В послевоенный период происходил постоянный рост доли экспорта в ВВП (1950г. – 9,3%; 1980г. – 26,7%; 1991г. – 32,8%). В середине 90-х гг. доля экспорта в ВВП снизилась до 20,8% вследствие объедения Германии и реформирования экономики новых федеральных земель, потери рынков сбыта продукции Восточной Германии а Восточной Европе и бывшим СССР, недостаточной конкурентоспособности восточногерманских товаров, неблагоприятной конъюнктуры в западных странах.

В 1997 г. доля экспорта и импорта, включая услуги, в объеме ВНП ФРГ составила в текущих ценах соответственно 26,6 и 24,9%.

Для внешней торговли ФРГ характерны высокие темпы роста (в 1997 г. – около 12%) и постоянное (с 1952 г.) все возрастающее положительное сальдо внешнеторгового баланса при одновременном сохранении пассива по текущим операциям и значительного дефицита в балансе торговли услугами. В 1998 г. было зарегистрировано рекордное положительное сальдо внешнеторгового баланса в размере 136,1 млрд. немецких марок, что на 19,6 млрд. выше уровня 1997 г. и на 1,6 млрд. – рекордного показателя 1989 г. превышение было достигнуто, главным образом, за счет торговли с партнерами по ЕС. Наибольшее положительное сальдо было зафиксировано в торговле Германии с Великобританией и Австрией.

Товарная структура внешней торговли ФРГ характеризуется высоким удельным весом готовой промышленной продукции (свыше 90% всего объема товарооборота – по стоимости). Товарная структура германского экспорта сложилась уже в 60-х гг. и оставалась с того времени относительно стабильной. Ведущие позиции в экспорте занимают инвестиционные промышленные товары, главным образом, машины и оборудование (1997 г. – свыше 56%), промышленное сырье и полуфабрикаты (свыше 22,4%), промышленные товары широкого потребления (около 11%). В последние годы ФРГ утратила в ряде отраслей и промышленности свои ведущие позиции в качестве одного из крупных мировых экспертов. В 1990 г. Германия была крупнейшим мировым поставщиком по четырем товарным группам (автомобили, машины, химическая продукция, текстильные товары), а в 1996 г. она сохранила лидерство лишь по двум – химическая продукция (14,2% мирового экспорта) и автомобили (18,5%). По экспорту машин и текстиля ФРГ опустилась на второе место. По экспорту наиболее перспективных технологических товаров (компьютеров, информационных систем и средств связи) ФРГ опустилась с третьего места (в 1990 г.) на девятое (в 1996 г.), а ее доля на этом рынке уменьшилась с 7,5 до 4%. ФРГ занимает четвертое место в мире по экспорту сельскохозяйственных товаров и продуктов питания (после США, Франции и Нидерландов).

Реферат опубликован: 20/07/2009