География морского транспорта России

Страница: 9/11

Увеличилась прибыль относительно прошлого года ЗАО "Приморское морское пароходство", в портах Мурманск, Санкт-Петербург, Калининград, Высоцк. Однако 40% предприятий закончили год с убытками.

Финансовое состояние ухудшилось по сравнению с 1996 годом в Северном, Новороссийском, Дальневосточном морских пароходствах, в портах Выборг, Владивосток, Находка.

Глава 4. Портовое хозяйство. Порт и город.

Взаимное влияние.

Главная задача морского порта заключается в погрузке и выгрузке морских судов и в передаче грузов на другие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный, трубопроводный. Вместе с тем порт должен обеспечить комплексное обслуживание судов, то есть снабдить их во время стоянки в порту топливом, водой, продовольствием, запасными частями и оборудованием, произвести неотложный ремонт, смену экипажа и т.д. Но следует пояснить, что морскими называются все порты, способные принимать морские суда, но располагаются они вовсе не обязательно на берегу моря. К примеру морской порт Архангельск имеет подходной канал по реке Северной Двине протяженностью 76 км.

Таким образом, морской порт является важнейшим транспортным уз­лом, где стыкуются различные виды транспорта, где производится одна из самых сложных, ответственных и дорогостоящих операций по перевалке грузов. Поэтому морские порты стали главным предприятием, составляю­щим основу таких транспортных узлов, как Ленинградский, Владивосток­ский, Находкинский и другие. Они являются важными центрами всей транспортной системы нашей страны.

Морские порты можно классифицировать по назначению (торговые, специализированные, промышленные, промысловые), по видам перерабатываемых грузов (лесные, угольные, рудные, специальные), по месту расположения и по ряду других признаков. Возникновение морского порта всегда вызывало появление нового города. Это послужило основанием для появления такого термина, как “портовый город” или “город-порт”. Например Петербург, рожденный именно как порт, потом благодаря порту, его выгодному расположению и огромному значению для внешних торгово-экономических и политических связей город вырос в крупнейший индустриальный и культурный центр государства - его столицу на два столетия.

Как военный пост и база Тихоокеанской эскадры был заложен Владивосток. Для торговли со средиземными странами на месте маленькой деревушки двести лет назад начали строить большой порт, теперь это известный во всем мире порт и город Одесса. Можно привести еще множество примеров влияния морского порта на развитие инфраструктуры.

В освоении Дальнего Востока морские порты сыграли особую роль. Если первоначально восточные районы России осваивались сухопутным путем от Урала к Тихому океану, то с выходом к побережью был сделан стремительный “бросок” уже морским путем на Камчатку, на Курильские острова и Кондорские острова.

Порт был всегда причиной более высокого роста населения в портовом городе. В период между переписями населения 1959 и 1970 гг. численность жителей Магадана увеличилась на 48%, Владивостока - на 52, Находки - на 68, Петропавловск-Камчатского - на 80%, несмотря на то что климат там далеко не средиземноморский.

Теперь перейдем непосредственно к анатомии порта .

Как уже говорилось, основное "рабочее место" в морском порту - это его причалы, его перегрузочные комплексы. Они по характеру работы, по видам перерабатываемых грузов или по направлениям грузопотоков сводятся в грузовые районы - основное хозяйственное подразделение порта, выполняющее его главную задачу, то есть погрузку - выгрузку судов, вагонов, автомобилей, хранение грузов, оформление необходимых коммерческих документов и многое другое. Грузовые районы обеспечивают получение портом основной части доходов, их работа определяет главные количественные показатели порта: выполнение плана по грузообороту, по своевременной и качественной обработки транспортных средств.

В настоящее время морской флот в нашей стране и в других ведущих морских государствах пополняется в основном специализированными судами, предназначенными для перевозки строго определенных грузов.

К числу таких специализированных комплексов можно в первую очередь отнести контейнерные терминалы. Их специализация заключается прежде всего в оснащении особыми перегрузочными механизмами. За счет этого интенсивность грузовых работ уменьшилась в 3-4 раза.

Реферат опубликован: 1/06/2008