Волго-Вятский район Российской Федерации

Страница: 3/12

Район отличается многонациональным составом населения. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, марийцы, мордовцы и татары. Наиболее древнее население Поволжья составляют народы финно-угорской группы. Вторая группа – тюркская (III – IV века н.э.); третья группа – славянская (XIII век, когда был основан Нижний Новгород). Специализация района тесно связана с его историческим прошлым.

б) трудовые ресурсы.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность регионов трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион испытывал избыток трудовых ресурсов и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Трудоспособное население составляет около 4,3 млн. чел. Это более чем 50% населения района. В свою очередь из них более 50% занято в промышленности, а 25% в сельском хозяйстве и в лесном хозяйстве. Квалифицированные кадры составляют рабочие традиционных профессий, металлисты, кожевники, речники, деревообделочники.

в) демографические и социальные проблемы региона

Демографическая ситуация в Волго-Вятском экономическом районе остается сложной. Численность населения ежегодно снижается. Основная причина снижения населения – естественная убыль населения, не перекрываемая миграционным приростом.

В связи с продолжающейся структурной перестройкой и необходимостью повышения эффективности производства будет расти уровень безработицы, сохранится также тенденция к увеличению скрытой безработицы, особенно в малых и средних городах с моно отраслевой структурой хозяйства. В то же время ожидается снижение уровня безработицы в республиках Мордовия и Чувашия, где за счет развития малого бизнеса и предпринимательства создаются новые рабочие места.

По состоянию на 01.10.1997 года задолженность работникам образования и здравоохранения имеют все регионы экономического района. Наибольший размер такой задолженности образовался в Кировской области (за 5 месяцев врачам и 4,6 месяца учителям), в республике Марий Эл (за 3,1 месяца врачам и за 3,2 месяца учителям) и в республике Мордовия (за 2,1 месяца врачам и за 2,8 месяца учителям).

Задержки по выплате заработной платы остаются основной причиной социальной напряженности. По состоянию на 01.10.1997 года задолженность по оплате труда в Кировской области выросла к декабрю 1996 года почти на 50%, в результате в сентябре 1997 года прошли кратковременные забастовки учителей ряда школ области, работники 10 предприятий оборонной промышленности провели пикетирование здания областной администрации.

Во всех регионах принимаются меры по дальнейшему снижению задолженности по выплате заработной платы, пенсиям и социальным пособиям. Так, в республике Чувашия на 01.10.1997 года задолженность по оплате труда работников ряда основных отраслей экономики, составила 293,5 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с данными по состоянию на 02.06.1997 года на 23,3 млрд. рублей[1].

Одной из самой острых проблем остается проблема безработицы в связи с сокращением численности занятых в экономике. В республике Чувашия на конец марта 1997 года зарегистрировано в органах службы занятости в качестве безработных 41,7 тысяч человек, или 6,4% экономически активного населения. В республике Марий Эл уровень безработицы составил 6,1% от экономически активного населения, что почти в 2 раза выше, чем в среднем по России.

Способствовать выходу из кризиса в социальной сфере, по мнению руководства и администраций регионов, должно более четкое распределение прав и ответственности за разработку и реализацию социальной политики между федеральными и региональными органами исполнительной власти и органами местного управления, в разработке критериев в оказании помощи населению, нуждающемуся в социальной поддержке. В соответствии с программой занятости в регионах решаются вопросы трудоустройства, профпереподготовки, возможности участия в оплачиваемых общественных работах. Кроме того, необходимо в малых и средних городах с моно отраслевой структурой хозяйства широко развивать непроизводственную сферу, которая способствовала бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы в регионе. Со стороны федеральных органов осуществляется государственная поддержка в виде выделения кредитных ресурсов, разработки мероприятий по решению первоочередных задач регионов. В частности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.10.1995 года № 1036 «О государственной поддержке социально-экономического развития республики Марий Эл» было предусмотрено решить ряд важнейших проблем республики. Проектом Закона «О федеральном бюджете на 1997 год» предусмотрено выделить 84 млрд. рублей для реализации «федеральной программы экономического и социального развития республики Мордовия на 1996-2000 годы», утвержденной постановлением Правительством РФ от 26.12.1995 года.

Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированные кадры создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона. Однако слабые минерально-сырьевая и топливная базы оказывают сдерживающее влияние на развитие и размещение материало-, топливо- и энергоемких производств.

Реферат опубликован: 22/09/2008