Византия

Страница: 6/7

неотъемлемый элемент множества византийских житий.

Религиозная тематика доминировала в эту эпоху и в поэтических

произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической

поэзии (церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и

агиография, прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит

стремился опоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок

монастырской жизни.

Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на

шедевры античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в

XI-XII вв., что сказалось на выборе и сюжетов, и жанров, и

художественных форм. Как во времена античности, эпистолография,

изобиловавшая реминисценциями из древней греко-римской мифологии,

стала средтвом ярко эмоционального повествования, самовыражения

автора, поднимаясь до уровня изысканной прозы. Смело заимствуются в

этот период сюжеты и формы и восточной и западной литературы.

Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни. Появляются

опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке. Впервые за

всю историю Византии начиная с IV в. оформился и стал постепенно

расширяться с XII в. цикл народоязычной литературы. Обогащение

идейного и художественного содержания литературы за счет усиления

народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее наглядно

предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на основе

цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в

возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.

На второй период приходится также и расцвет византийской

эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано

борьбой вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось

подытожить главные христианские концепции образа и на их основе

разработать терию соотношения образа и архетипа, прежде всего

применительно к изобразительному искусству. Были изучены функции

образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ

образов символических и миметических (подражательных), - по-новому

осмысленно отношение образа к слову, поставлена проблема приоритета

живописи в религиозной культуре.

Наиболее полное развитие получило в ту эпоху антикизируещее

направление эстетики, ориентировавшееся на античные критерии

прекрасного. Возрождался интерес к физической (телесной) красоте

человека; получала новую жизнь порицавшаяся религиозными ригористами

эстетика эротизма; вновь пользовалось особым вниманием светское

искусство. Новые импульсы обрела также теория символизма, особенно

концепция аллегории; стало цениться садово-парковое искусство;

возрождение коснулось и драматического искусства, омыслению которого

посвящались специальные труды.

В целом эстетическая мысль в Византии в VIII-XII вв. достигла,

пожалуй, высшей точки своего развития, оказывая сильной влияние на

художественную практику ряда других стран Европы и Азии.

Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были

особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на

судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось

иконоборчество. Развитие наиболее массовых, религиозных видов

изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи)

возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания.

Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно

возросло воздействие античной традиции, а с другой - все более

устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху

иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора

сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения

светотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следовать

византийские художники. Создание живописного трафарета сопровождалось

усилением стилизации, призванной служить целям передачи через

зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в

этом образе религиозной идеи.

Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного

мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые

памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые

сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.

В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей,

богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако

подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на

XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа

мастеров в этой области искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в

Реферат опубликован: 14/03/2009