Богатства недр Казахстана и пути их рационального использования

Страница: 7/8

Россия – Закон “О нефти” принят Парламентом, но не был подписан Президентом, в силу противоречия действующему законодательству.

Отсутствие отдельного законодательства о нефти, каким-то образом компенсируется за счет действия Закона о Континентальном Шельфе от 30 ноября 1995 г. и вновь принятого Закона “О соглашениях по разделу продукции” в 1998 г.

Указ о нефти в Р.К. принят Президентом самостоятельно в соответствии со ст. 1 Закона Р.К. от 10 декабря 1993 г. “О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам администраций законодательных полномочий”.

Указ о недрах принят с использованием другого конституционного механизма, а именно в порядке предусмотренном п.2 ст.61 Конституции РК.

Такой порядок принятия указанных законодательных актов, объясняется тем, что данная отрасль являлась и является основным источником валютных поступлений в государственную казну и поэтому, промедление, связанное с порядком и процедурами принятия законопроекта в обеих палатах Парламента, лишало финансовых средств всю республику.

Указ о нефти содержит 11 глав определяющих понятийный аппарат, компетенцию государственных органов. Порядок и условия выдачи лицензии и заключения контрактов, права и обязанности сторон по контракту – (компетентного органа и подрядчика) условия охраны экологического состояния окружающей среды, безопасность деятельности персонала.

Соотношение между указами о нефти и о недрах происходит в рамках общего и специального НПА. Важное правило, в отношении норм международного права установленное Конституцией, где определяется, - что если международным договором, участником которого является Р.К., установлены иные правила, чем те которые содержатся в национальном праве, то применяются правила международного договора.

Следует отметить правило, на котором особо настаивали иностранные инвесторы закрепленное п.5 ст.4 Указа о недрах который гласит: установленные настоящим Указом права граждан и юридических лиц не могут ограничиваться актами Правительства, центральных и местных исполнительных органов и маслихатов. Такие акты не имеют юридической силы и не подлежат исполнению. Это положение очень важно, т.к., в большинстве случаев законодательный акт призванный регулировать определенный вопрос, дополняется различными актами толкования, которые искажают смысл первоначально вложенный в него законодателем. В настоящее время в связи с принятием Закона “О нормативно правовых актах” ситуация должна определенным образом измениться в лучшую сторону.

Новеллой в законодательстве является конструкция права недропользования. Согласно ст.1 Указа о недрах, это – право владения и пользования недрами в пределах контрактной территории, предоставленное недропользователю в соответствии с порядком, установленным настоящим Указом. Право недропользования построено по такой же модели, что и право землепользования, (о землепользовании смотри Указ президента имеющий силу Закона “О Земле”).

Право недропользования может быть: постоянным временным, отчуждаемым и неотчуждаемым, возмездным или безвозмездным.

На праве постоянного и безвозмездного недропользования осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих недропользователю на праве частной собственности или постояного землепользования. Все остальные виды операций осуществляются на основе временного и безвозмездного недропользования.

Из анализа указанной нормы явствует, что недропользователь является титульным владельцем, владение которого основывается на законе, кроме того, предоставляется возможность защиты своего права от посягательств третьих лиц.

Можно сравнить признаки вещного права приведенные М.К. Сулейменовым относительно права недропользования с другими.

Выделяются следующие основные признаки вещного права:

Право недропользования является имущественным правом.

Возникает относительно индивидуально-определенной вещи, под которой понимается участок недр или контрактная территория (предоставленная на основании лицензии и контракта на проведение операций по недропользованию и определенная географическими или иными координатами).

Это право является абсолютным, в том смысле, что недропользователь, пользуется защитой от действий третьих лиц, следовательно, его праву противостоит обязанность всех и каждого, не препятствовать ему в осуществлении своих правомочий.

Реферат опубликован: 25/01/2009