Франк Ллойд Райт Жилые здания

Страница: 4/7

Дом состоит из двух частей—общей и интимной, примыкающих друг к другу под углом. Объем, в котором размещены общая комната и кухня, выше спален. В месте перепада кровель установлено окно, осве­щающее кухню.

Планировочный модуль—прямоугольник 60><120 см. Применен, по-видимому, только потому, что японские традиционные жилые дома строились на основе планировочного модуля 1 :2. Но там он был оправ­дан, так как практически модулем плана японского дома служит стан­дартная циновка.

Конструкция покрытия представляет собой трехслойную дерево-плиту с кровлей из рулонного материала. В этой постройке впервые при­менено «гравитационное», как его называл Райт, подпольное отопление

жилого дома: разводка проложена в платформе, на которой стоит по­стройка. Стены дома частично кирпичные, частично деревянные (сбор­ные щитовые).

Вообще постройки Райта не отличаются экономичностью. Но в дан­ном случае он взял на себя задачу построить дом для «средней амери­канской семьи» при ограниченных денежных средствах. По его словам, он с этой задачей справился. Райт утверждал, что при серийном произ­водстве стоимость таких домов была бы еще ниже.

С середины 30-х годов в США развивается заводское домостроение. Налаживается производство одноэтажных сборных, а также объемно-блочных домов, которые сходят с конвейера, как автомобили. Райт же, противодействуя всеохватывающей стандартизации, проектирует «непо­хожие» дома. Конечно, это можно расценить не только как соответствие творческой практики архитектора его программной установке на инди­видуальность каждой постройки, но и как непрестанные искания новых решений.

В поисках все новых форм и приемов построения объемно-планиро­вочной структуры здания Райт нередко экспериментировал в вопросах формообразования, например, планировочным модулем дома Хэнна (рис. 18) принят шестиугольник. В плане постройки нет прямых углов. Райт называл ее «дом-соты».

Дом окружен террасами, которые являются продолжением выходя­щих на них комнат. Постройка размещена на участке таким образом, чтобы сохранить находившиеся здесь деревья. Основными строитель­ными материалами, из которых она возведена, являются кирпич, бетон, дерево, стекло. Кровля медная. В покрытии проложена алюминиевая фольга для теплоизоляции. Полы из цветного бетона, отопление под­польное.

В середине плана находится «лаборатория» (так Райт называл кухню), откуда через внутреннее остекление просматриваются общая комната и детская. Наружная стена последней сплошь остеклена с тем, чтобы дети не чувствовали себя взаперти.

Проект дома Джестера представляет собой другой пример необычного решения плана. Здесь в основу взят не шестиугольник, а круг. Райт обосновывал это тем, что стены постройки должны быть сделаны из клееной древесины, которая, будучи изогнута, образует про­странственные конструкции, обладающие большой жесткостью и проч­ностью. Однако, как нередко бывало у этого архитектора, эксперименти­руя с формой, он увлекается. Например, странное впечатление произво­дит круглая ванна, круглая или изогнутая в плане кровать.

Не все, однако, формальные эксперименты Райта столь причудливы. Вполне практичен, хотя и необычен по виду, дом Дж. Старджеса . Он построен на склоне холма с главным видом в сторону уклона. План компактный по конфигурации. Общая комната, две спаль­ни, кухня и санузел размещены на платформе, консольно защемленной в массиве кирпичной кладки. Балкон, являющийся продолжением и сво­его рода частью жилой площади, а также ряд стеклянных дверей, отде­ляющих помещения от балкона, затенены консольной перголой,

Идея, которой вдохновился автор проекта при создании замысла этого дома, — беспрепятственная зрительная связь внутреннего про­странства жилища с внешней средой.

Не всякая среда интересовала архитектора. Он хотел, чтобы из сво­его жилья человек видел не городскую застройку и не соседа, а природу. Если дом (или церковь, или музей) находится в городе (что кстати, редко бывало у Райта, потому что для города он проектировал неохот­но), то он замкнут, как бастион. Но «Тейлизин-Западный» (жилище са­мого Райта и зимняя резиденция «Тейлизинского товарищества»), распо­ложенный в пустынной местности, весь раскрыт внешнему пространству . Для эстетической связи постройки с окружением предусмот­рен массивный цоколь в виде стилобата из местного рваного камня и бетона, в который вкраплены разноцветные камни. В то же время стены и покрытие легкие, из брезента, натянутого по деревянным рамам; эта конструкция позволяет, при желании, полностью раскрыть ограждение с какой-либо стороны.

Реферат опубликован: 27/05/2008