Средства достижения выразительности в интерьере

Страница: 2/13

Связь человека с окружающим миром, в том числе и с архитектурной средой, отражается с помощью ощу­щения и восприятия, выступающих в единстве. Человек выражает свое отношение к воспринимаемому собы­тию или объекту эмоциями. Эмоциональная окраска чувств может быть связана с представлениями индивида о социально-культурных нормах и ценностях, может меняться при коллективном сопереживании событий.

По смыслу архитектурная организация пространства жизнедеятельности должна особенно учитывать те эмоции, которые стимулируют адаптацию к деятельности. При этом мера эмоционального удовлетворения будет зависеть от того, насколько архитектурная среда отвечает потребностям человека (коллектива), связан­ным с конкретным деятельным процессом. Архитектурная форма и собственно процесс с точки зрения их восп­риятия имеют многообразные связи. В основу их характеристики положены два типа восприятия — избирате­льное и свободное. Первый концентрирует внимание на утилитарных задачах поведения и объектах деятельно­сти (например, производство). Архитектурная форма здесь выступает как фон, сопровождающий деятельность. Наоборот, при свободном созерцании объектом восприятия становится уже сама архитектурная форма. В прак­тике оба типа восприятия взаимно дополняют друг друга в разном соотношении.

Среди различных видов эмоций, проявляемых человеком, доминирующее значение принадлежит положите­льной эмоции «интерес». Она составляет необходимое условие развития чувственно-познавателъной и деяте­льной сферы. Архитектура как способ пространственной организации деятельности должна прежде всего орие­нтироваться на эту положительную эмоцию и ослаблять отрицательные эмоции. Последние возникают как при­знаки отсутствия интереса, а значит, выражают чувства безразличия или скуки. Отрицательную эмоцию вызы­вает и тревога, связанная с потерей чувства безопасности и ориентации в среде. Известно, что характер эмоци­онального состояния человека способен оказывать заметное влияние на его поведение и интенсивность деяте­льности, что должно учитываться при характеристике интерьеров.

Освоение архитектурной среды протекает в процессе ее познания. Отбор информации из окружения опреде­ляется внутренними потребностями людей и оценивается степенью возможного удовлетворения этих потребно­стей. Среди многообразных человеческих потребностей выделены две группы — физиологическая и ориента­ционная (общебиологические потребности любого организма). Они проявляются совместно, но условно разде­ляются для анализа их свойств.

Удовлетворение физиологических потребностей определяется в среде рядом качеств, информирующих че­ловека о ее удобстве, надежности, целесообразности и т. п. Так, окруженный стенами, внутренний двор или в меру небольшие проемы ассоциируются с защищенностью; верхние фонари в потолке, большие витражи сое­диняются в воображении с простором, светом, свежим воздухом и т. д.

Познавательная (ориентационная) потребность проявляется в необходимости понять окружающую среду путем получения информации как смысловой, так и визуальной. Большое количество информации способст­вует возникновению многообразных эмоций. Смысловое разнообразие среды определяется функциональными процессами и особенностями соответствующей деятельности людей. Визуальная информация связана с количе­ством различных материальных элементов среды. Оба вида источника информации активизируют внимание при восприятии.

Недостаточность информации порождает бедность ощущений и неудовлетворенность от однообразия архи­тектурной среды.

Познавательная потребность предполагает также условие формирования в сознании человека обобщенного образа структуры ограниченного пространства с целью ориентирования в движении и возможности исполнения деятельного процесса. Быстрое усвоение человеком системы организации пространства облегчает ее последу­ющее мысленное моделирование. В приемах организации архитектурных пространств часто используются яс­ные направления геометрических осей, расположения акцентов, уравновешенность элементов, метроритмичес­кая члененность и др. Благодаря структурной организации в соответствии со смысловыми центрами компози­ции и происходит направленный (запрограммированный) отбор информации, представляющий процесс поиска (интерес) определенных закономерностей.

Реферат опубликован: 22/12/2006