Шпаргалки по философии

Страница: 98/100

А нравственность, как понятие, относится к сфере конкретного, практического применения морали в частной и социальной практике. Нравственность всегда привязана к той или иной конкретно-исторической ситуации и представляет собой мораль, практически осуществляемую в конкретно-исторической повседневной практике. Поэтому нравственные нормы, такие, как, например, категории добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности и т.д., всегда имеют конкретно-историческое содержание, ибо они всегда обусловлены состоянием и характеристиками данного общества.

Нравственное сознание изучается одной из философских дисциплин – этикой.Этика – это наука о морали. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания и выделяет в нем два основных начала:

1. Эмоциональное начало. Это начало нравственного сознания формируется из различных восприятий индивидом мира в моральном аспекте.

По большей части это различного рода моральные оценки и переживания окружающего мира, представляющие собой личный отклик индивида к сторонам и событиям жизни с точки зрения нравственности.

2. Интеллектуальное начало. Это начало нравственного сознания представлено в виде различных форм осмысления моральных норм, принципов, идеалов, понятий добра, зла, справедливости, совести и т.д., а также в виде исследования причин возникновения этих норм, или законов их проявления.

Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, среди которых оно оказывает особое влияние на правовое сознание, политическое сознание, эстетическое сознание и религию.

Наиболее тесно нравственное сознание взаимодействует с религиозным сознанием и правосознанием. Однако если религия дает нравственному сознанию силу нравственной санкции, то право, само, являясь санкцией, не может придавать нравственности принудительного характера.

Таким образом, нормы морали опираются:

– либо на религиозные санкции (гетерономная мораль),

– либо на стихийно сформировавшееся общественное мнение (автономная мораль).

Нравственное сознание, и, как следствие, нравственное развитие людей, приобретает особенно важное значение в современном обществе, потому что современное общество становится всё более глобальным, общепланетным и технологически насыщенным до такой степени, что отдельные поступки небольших групп людей, стоящих у власти, или осуществляющих руководство производственными, социальными или научными отраслями, могут оказать самое серьезное воздействие на судьбы всего человечества.

В этих условиях понимание обществом общечеловеческих ценностей в качестве первоприоритетных, возможно лишь при условии формирования высоконравственной личности, то есть личности, развитой в социально-нравственном плане до уровня понимания необходимости абсолютного соблюдения социальной справедливости и осознания всей меры социальной ответственности. Подобного рода понимание невозможно получить только благодаря интеллекту, оно должно пройти через чувства человека, через его эмоции.

Наиболееэмоциональныпо природе человека его духовные движения, относящиеся к эстетическому сознанию.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ есть отражение человеком окружающего мира в эмоционально переживаемых образах, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.

В эстетическом сознании в одинаковой степени оцениваются и переживаются, как положительные стороны окружающего мира, так и отрицательные.

Эстетическое сознание является человеческой потребностью, то есть неодолимым стремлением человека к эстетическим переживаниям эмоционального, рационального и деятельного характера.

Таким образом, структура эстетического сознания содержит:

1. Эстетические потребности:

– эмоционального характера, направленные на восприятие эстетических явлений мира;

– рационального характера, направленные, как на осмысление эстетических переживаний, так и на познание сущности и законов эстетики;

– деятельного характера, направленные на реализацию желания наслаждаться искусством и творить его объекты самому.

2. Эстетические чувства.

Это чувства, относящиеся к категории высших чувств человека, то есть, к разряду сложных чувств, тесно связанных с интеллектом и насыщенных глубиной переживания.

В реальной практике жизни эстетические чувства – это различного рода эстетические переживания самого разного характера и самой разной силы.

3. Эстетические вкусы.

Эстетический вкус – это умение понимать и оценивать эстетические категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в жизни и в искусстве.

Эстетический вкус определяется мировоззрением личности, и проявляется в любой её творческой деятельности, в поведении, в быту и т.д.

4. Эстетический идеал.

Эстетический идеал представляет собой некую высшую цель, некий образец стремлений, то есть является идеальным образом того, чего в мире вообще нет, или еще нет.

Эстетический идеал является, следовательно, опережающим мысленным образом мира и стимулирует практическую деятельность и мышление человека на совершенствование окружающей действительности в соответствии с собой. Таким образом, эстетический идеал выполняет прогностическую функцию и является мировоззренческим компонентом сознания, так как определяет характер и направление мышления личности.

Кроме того, эстетический идеал является критерием эстетической оценки явлений жизни или произведений искусства.

Насколько человек сопоставляет свои эстетические впечатления с имеющимся у него эстетическим идеалом, настолько эстетический идеал становится регулятором эстетического сознания, как отдельного человека, так и общества в целом.

Но при этом сам идеал постоянно меняется, поскольку меняется окружающая жизнь и меняется сам человек. Таким образом, процесс формирования эстетического идеала в эстетическом сознании сложен, никогда не заканчивается и противоречив, поскольку сложна, безостановочна и противоречива сама жизнь.

Тесно связано с формированием эстетического идеала и с формированием эстетического сознания искусство. ИСКУССТВО – это художественное творчество в целом, во всех своих формах: литература, изобразительные техники, музыка, архитектура, танец, театр, кино и т.д.

Искусство не только приобщает человека к духовным переживаниям и формирует его взгляды на эстетические ценности, но и развивает эстетический вкус, пробуждает высокие чувства, развивает творческие способности. Всё это в совокупности оказывает прямое воздействие на формирование эстетического сознания и эстетического идеала в его структуре.

Поскольку искусство обладает возможностью с огромной силой воздействовать на личность эмоционально и интеллектуально, то важнейшей функцией искусства является воспитательная, призванная обогащать духовный мир человека и формировать в нём идеалы высокой нравственности.

Реферат опубликован: 14/06/2011