Генеалогическое древо социологии

Страница: 13/14

Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института. В 1918 - 1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социоло­гии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Пе­троградском университете при факультете общественных наук бы­ло создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. А. Сорокин - один из лиде­ров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 года - секретарь Керенского, с 1920 г. - профессор Петроград­ского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской ин­теллигенции по решению ЦК ВКП(б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социаль­ной мобильности. На втором этапе продолжается развитие теорети­ческой социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: Сорокин П. А. «Основы социологии» (в 2-хтт., 19222.), Хвостов В. М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса» (1928г.), Бухарин Н. А. «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социоло­гии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная направлен­ность этих работ состояла в выявлении соотношения истории рус­ской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и опреде­лить ее место в системе марксизма.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, наро­донаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В ЗО-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена фило­софской наукой. Было провозглашено, что «исторический материа­лизм - это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпири­ческие конкретно-социологические исследования, как несовмести­мые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социоло­гии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упад­ка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследова­ния, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, бы­ли не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических за­воеваний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как соци­альный институт полностью прекращает свое существование. От­дельные ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: ис­торического материализма, демографии, статистики, психологии.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х - на­чале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессио­нальную структуру работников, их отношение к труду. Большое распро­странение получило «социальное планирование», составление планов со­циального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики со­циологического исследования, приобретены навыки проведения социо­логических исследований большим количеством социологов-самоучек.

Реферат опубликован: 9/09/2007