Влияние малых социальных групп на формирование мировоззрения молодежи

Страница: 2/12

Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаружи­ваются в культуре современной молодежи в России.

Из чего, на чём и как строится современная молодёжная субкультура в России?

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роль формировании мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.[4]

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направлен­ность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной тре­ти старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на до­суге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креа­тивная и эвристическая# функции не реализуются вовсе или ре­ализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориента­ции подкрепляются основным содержанием теле- и радиовеща­ния, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребно­стей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, “американского образа жизни” в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини “мыльных опер” и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких “устаревших” ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде.# Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.##

3. Приоритет потребительских ориентации над креативны­ми.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов пе­тербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках худо­жественной культуры заметно превышает креативные установ­ки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молоде­жи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способ­ствующей фоновому восприятию и поверхностному закрепле­нию ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность куль­туры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами (“принцип селёдки в бочке”) достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды “лохов” — “отверженных”, “не интересных”, “не престижных” людей с точки зрения “толпы”, обычно равняющейся на некий идеал — “крутого(-ую)” (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые “команды” с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

Реферат опубликован: 20/09/2006