Английский менталитет

Страница: 12/17

консерваторы в парламенте - особенно Маргарет Тэтчер - требуют восстановления

смертной казни. Общественное мнение тоже "за". А большая часть депутатов в этом

случае слушает свою совесть. Когда у нас вешали, очень трудно было найти

дельного министра внутренних дел, нормальные люди не хотели подписывать ордеров

на казнь. К тому же случился и ряд вопиющих жестокостей. Повесили

восемнадцатилетнего мальчика Бэнтли просто потому, что он был замешан в убийстве

полицейского, а сам убийца был по закону слишком молод для казни. Несчастная Рут

Эллис убила неверного и жестокого любовника: во Франции судья освободил бы ее и

наверняка пригласил бы на ужин; а британский судья приговорил ее к смерти, и

Альберт Пирпойнт ее повесил.

Благодаря трагедии Рут Эллис британские убийцы теперь остаются в живых. Но

условия в наших тюрьмах до того ухудшились, что арестанты часто вешаются сами. А

пятно смертной казни еще долго не смоется с нашей совести. Международная

организация "Эмнисти интернэшнл", которая борется против смертной казни, только

что опубликовала материалы, показывающие, до какой степени Англия замешана в

чужих государственных преступлениях. Мы продаем Абу-Даби виселицы; когда вешают

в Южно-Африканской Республике, заказывают веревку из Лондона.; когда на вест-индских островах приговаривают убийц к смерти, приговор утверждают британские министры "Тайного совета".

Другая недавняя публикация обновляет мою веру в гуманность людей. Издательство

"Иэн Фолкнер паблишинг" только что издало книгу "Ад приветствует вас": это

корреспонденция одного английского общества "Лайфлайнз"" (Спасательные тросы).

Члены этого Общества переписываются с американскими смертниками. В Америке ждут

не год, а иногда десятилетие, когда их убьют электрическим током, газом, петлей

или уколом снотворного. Читая эти письма, понимаешь, что все равно - повесят ли

осужденного за десять секунд или за десять минут. Неимоверная жестокость

наполняет бесконечный промежуток между приговором и исполнением. Садист ли палач

или добряк - все равно это ужасно. Только в оперетках Гилберта и Салливена безо

всякого содрогания герои составляют список зануд, которых так хочется казнить.

Семидесятипятилетие журнала "Вог"

"Вот Дези и Лилли, ленивые и глупые, гуляют на набережной и обсуждают, какие

моды были и какие будут". Семьдесят лет назад музыка Уильяма Уолтона и дурацкие

стихи поэтессы Эдит Ситуэлл ошеломили публику и взбесили критиков заискиванием

перед модной передовой публикой. Но композиция "Фасад" стала классикой; Дези и

Лилли еще живы и до сих пор говорят только о модах. Я вдруг вспомнил музыку

Уолтона и стихи Ситуэлл, когда посетил выставку, которая открылась в Королевском

колледже искусств: семьдесят пять лет журналу "Вог"", то есть "Моды"". Там я

увидел фотографию поэтессы Ситуэлл: она лежала как будто в гробу, вся спеленутая

черным саваном. Ее вытаращенные глаза и чудовищный нос (по сравнению с которым

орган Гоголя кажется приплюснутым) внушают и жалость, и смех, и раздражение. У

нее было мало таланта, полное отсутствие красоты, минимум даже человеческого, но

ей удалось увековечить свои слова, свой голос и образ. Чем? Позой перед

фотографом, волшебными силами журнала "Вог", который уже семьдесят пять лет

одевает и раздевает англичанок - красавиц, заурядных и дурнушек, - превращая их

во властительниц мод.

Чем глубже я всматривался в экспонаты, тем больше меня поражало значение

журнала, великих портних и фотографов. Совместными усилиями они не столько

отражали Англию и женщин высшего света, сколько создавали их. И еще изумительнее

физическая гибкость женщин: они умели с каждым поколением подвергаться

радикальным метаморфозам - не бабы, а бабочки. Фотографии из журнала выставлены

в хронологическом порядке. Во время первой мировой воины, когда еще не увяли

роскошные семипудовые Венеры, манекенщицы стояли как статуи, не то что одетые, а

задрапированные в бесконечные ткани, которые тянулись по всему залу. После войны

вдруг появились тощие, подвижные девушки без бюста и без задниц: куда исчезли

плоть и волосы? Исчезли и изящные легавые собаки, женщина двадцатых годов,

взбудораженная кокаином, прыгала в спортивный автомобиль и исчезала. Через

десять лет ее сменяет мускулистая амазонка в мужском костюме: у нее волосы - как

шлем, и она держит мундштук как копье. Потом фотографы будто отучились

фокусировать: среди развалин военного Лондона всплывают сентиментальные и

Реферат опубликован: 20/07/2006