Анри Бергсон

Страница: 2/3

Прежде всего, длительность обнаруживает себя в памяти, так как именно в памяти прошлое продолжает существовать в настоящем. Та­ким образом, теория памяти приобретает большое значение в филосо­фии Бергсона.

Бергсон говорит, что понятием “память” обычно объединяют две ради­кально отличные вещи, этому различию Бергсон уделяет особое внима­ние. “Прошлое переживает себя,- пишет он,- в двух различных формах: во- пер­вых, в виде дви­гательных механизмов, во- вторых, в виде незави­симых вос­поминаний”. Напри­мер, о человеке говорят, что он помнит сти­хотворение, если может повторить его наизусть, то есть, если он приобрел некоторую привычку или механизм, по­зволяющие ему повторить ранее проделанное действие. Но он мог бы, по край­ней мере теоретически, быть способным по­вторить стихотворение, и не помня тех предыдущих слу­чаев, когда он читал его раньше. Таким об­разом этот вид памяти не вклю­чает осознания про­шедших событий. Второй вид, который только один и заслуживает назва­ния “памяти”, представлен воспоминаниями, тех от­дельных случаев, когда человек читал стихотворение, причем каждый случай не похож на другие случаи и связан с определенной датой. Это не вопрос при­вычки так как каж­дое событие происходило только однажды и произвело впе­чатление сразу. Предполагается, что каким- то образом все, что когда- нибудь с нами случалось, помниться, но, как правило, доходит до сознания только то, что полезно. Кажущиеся провалы в памяти, как доказывает Бергсон, являются в дей­ствительности провалами не психиат­рической памяти, а моторного ме­ханизма, вводящего память в действие. Этот взгляд подтверждается рас­смотрением фи­зиологии мозга и явления­ми потери памяти, из которых, как утверждает Бергсон, следует, что ис­тинная память не является функцией мозга.

“Память” в принципе должна быть силой, абсолютно независимой от ма­терии. И если дух есть реальность, то именно здесь в явлении па­мяти, мы можем экспе­риментально войти с ним в соприкосновение”.

Чистая память для Бергсона противоположна чистому восприятию, по отно­шению к которому он занимает ультрареалистическую пози­цию. Чис­тое вос­приятие образуется побуждающим действием, его дей­ствитель­ность лежит в его активности. Именно таким путем мозг ока­зывается свя­занным с восприятием, так как он не является инструмен­том действия. Можно заклю­чить, что если бы не мозг, мы могли бы воспринимать все, но на самом деле мы воспринимаем только то, что нас интересует.

Теперь возвратимся к инстинкту или интуиции которые противопо­став­ляются интеллекту. Бергсон хочет заставить интеллект обратиться на самого себя, и пробудить потенциальные возможности интуиции, которые в нем все еще дрем­лют. Отношение инстинкта к интеллекту сравнивается с отношени­ем зрения к осязанию.

Существенная особенность интуиции состоит в том, что она не раз­де­ляет мир на отдельные вещи, как это делает интеллект. Интуиция ох­ваты­вает многообра­зие, но это многообразие взаимопроникающих процессов, а не пространственно внешних тел. На самом деле вещей не существует. Такой взгляд на мир кажется интеллекту трудным и неесте­ственным, прост и есте­ственен для интуиции. Па­мять не дает примеров того, что имеется в виду, в памяти прошлое продолжает жить в настоя­щем и прони­зывает его. Ни будь разума мир был бы вечно уми­рающим и снова рож­дающимся, у прошлого не было бы реальности, и поэтому не было бы прошлого. Именно память, со своим желанием все соотно­сить, де­лает прошедшее и будущее реальным, и тем самым создает ис­тинную длитель­ность и время. Только интуиция мо­жет постичь это смешение прошлого и буду­щего; для интеллекта они оста­ются внешни­ми.

Учение Бергсона о свободе и его восхваление действия тесно связа­ны с до­стоинствами интуиции. Аргументы против свободы воли осно­вываются частич­но на допущении что интенсивность психических со­стояний есть ко­личество, ко­торое можно измерить, по крайней мере в теории. Опро­верже­ние этого взгляда Бергсон предпринял в первой главе своей книги “Время и свобода воли”. Он де­лает вывод, что ис­тинная свобода возмож­на. “Мы свободны, когда наши поступ­ки выте­кают из нашей индивиду­альности когда они ее выражают, когда они имеют с ней такое же неопре­деленное сходство, какое иногда бывает между ху­дожником и его творе­нием”.

Основой философии Бергсона, поскольку она представляет нечто большее, чем просто поэтический и образный взгляд на мир является его учение о пространстве и времени. Учение о пространстве требуется ему для того, чтобы осудить интеллект. Если же ему не удастся осудить ин­теллект, то интеллекту удастся осудить его, так как между ними война.

Учение о времени необходимо Бергсону для защиты свободы, для его учения о "вечном потоке" и для всего его представления об отношениях духа и материи.

Теория пространства Бергсона полно и четко изложена в его книге "Время и свобода воли" и принадлежит к наиболее ранним частям его философии. Бергсон в ней утверждает, что понятия "больше" и "меньше" включают в себя пространство, что большее содержит в себе меньшее. Он дает ясное представление "Как будто можно говорить о величине там, где нет ни множественности, ни пространства". В следующей главе он вы­двинул тот же тезис, но относительно чисел. "Как только мы хотим пред­ставить число а не просто цифры или слова мы вынуждены обратиться к пространственному образу." В утверждении приведенном выше Бергсон путает три разных вещи, а именно:

Реферат опубликован: 5/09/2008