Анализ особенностей детерминизации общественных отношений и личности

Страница: 3/9

Основным элементом любой социальной системы всегда выступает человеческая личность, которая не сводится к механической сумме биологического и социального, а представляет собою сложное инте­гральное образование, целостную систему, в которой социальная при­рода включает в себя в подчинённом виде свою биологическую основу.

Системность, как важнейшая характеристика реальности, обуслов­ливает всеобщий характер отношений различных предметов друг к дру­гу, которые следует характеризовать, как единство связи и обособ­ленности. Поскольку каждый предмет является целостным системным образованием, постольку он относительно самостоятелен, отграничен от других объектов. Но, с другой стороны, этот предмет в качестве элемента входит в другую, более обширную систему, что обусловлива­ет его связи с другими такими же элементами и системой в целом. Следовательно, всякий предмет не только определяет себя сам, но и детерминирован своим окружением. При этом конкретное соотношение внутренних и внешних детерминантов определяется степенью целостнос­ти системы, от которой зависят её возможности к саморегулированию и саморазвитию. Способность объекта самому производить предпосылки своего существования и дальнейшего развития, в определённой степе­ни не зависеть от внешних условий, в философской литературе опреде­ляется как "самодетерминация" ("самодвижение").

Установить источник самодвижения системы, выявить его механизм, помогает один из фундаментальных принципов материалистической диа­лектики - принцип противоречия, в котором "сходятся" и "снимаются" принципы единства и развития, понятие причины получает своё разви­тие и углубление до понятия внутренней причины самодвижения[17]. Каждый предмет в своём существовании и развитии определяется сложной системой внешних и внутренних противоречий. К числу первых следует отнести противоречия данного предмета с другими предмета­ми, особенностью которых является пространственная разделённость противоположностей. Для внутренних противоречий, напротив, харак­терна пространственная совмещенность сторон, вследствие чего было бы правильнее говорить не о "противоположных сторонах противоре­чия, а о противоположных моментах, тенденциях и т.п.". Различение внутренних и внешних противоречий относительно: внешние противоре­чия между различными предметами выступают в качестве внутренних по отношению к объединяющей эти предметы системе. В случае внешних противоречий источник развития системы находится' вовне, а самодвижение носит внешний, "сообщенный" характер. Противоречия внутри предмета создают предпосылки его имманентного движения, т.е. само­развития. Следовательно, движение в общем случае предстаёт как результирующая двух составляющих ("самодвижения" и "сообщенного движения"), каждая из которых обусловлена, соответственно, борьбой внутренних противоположностей и воздействиями окружающей среды.

Рассмотрение общественных отношений как диалектического единства социальных связей и социальной обособленности[18] - позволяет по­нять синтетический характер изменений социальных явлений, опреде­ляемый переплетением внешних и внутренних взаимодействий, слияние их в единое целое в рамках объекта. Так, каждое конкретное общест­во, с одной стороны, само производит необходимые условия своего функционирования и развития, а, с другой стороны, не может сущест­вовать, не взаимодействуя с окружающей его природной средой и со­циальными системами. Самодвижение общества, как целостной саморазвивающейся системы, выступает в качестве результата взаимодействия таких взаимопрони­кающих противоположностей, как общественное бытие и общественное сознание, производительные силы и производственные отношения, ба­зис и надстройка и т.д. В то же время одни лишь внутренние взаимо­действия не способны обеспечить все необходимые условия нормально­го существования общества. Ведь, как известно, ни одна система не может функционировать вне контактов с окружающей её средой, обес­печивающих энергетический и информационный обмен между ними. В си­лу этих взаимодействий общества и природной среды, составляющих содержание такого социального феномена, как труд, они выступают в качестве важнейшей предпосылки существования общества. Детермини­рующее воздействие природных условий на общественную систему было особенно сильным на ранних этапах человеческой истории. Определён­ный комплекс природных факторов во многом обусловил переход боль­шинства народов от присваивающего к производящему типу хозяйства, тогда как отдельные народы земного шара до недавнего времени так и оставались на примитивном уровне социальных связей и хозяйства.

Любая общественная система функционирует, взаимодействуя не только с природой, но и в контакте с другими социальными система­ми, которые образуют по отношению к ней внешнюю историческую сре­ду. Каждая конкретная социальная система, будучи частью (элементом) мирового сообщества, детерминируется этим целым, оказывая на него, в свою очередь, обратное воздействие. Влияние внешней исторической среды на развитие общества выражается, в частности, в действии за­кона исторической корреляции и при определённых исторических усло­виях может быть настолько значительным, чтобы компенсировать "от­носительную неразвитость . господствующего способа производства"[19]. Так, например, упомянутый закон позволяет понять такое явление, как переход древних германцев и славян от первобытнообщинного к феодальному строю, минуя рабовладельческий уклад, в лице древнего Риш полностью утративший всякие исторические перспективы. В силу действия закона исторической корреляции общества, вступившие в ту или иную формацию позже других, значительно отличаются от пред­шественников по своему элементарному составу, поскольку в новых исторических условиях становится очевидной ненужность одних и не­обходимость изменения других, традиционных для данной формации, общественных институтов[20].

Реферат опубликован: 19/04/2009