"Философия сердца" П.Д. Юркевича

Страница: 5/9

После принятия христианства сердце начинает преимущественно рассматриваться, как орган которым мы воспринимаем Бога и через который Бог разговаривает с человеком, а также как центр моральной жизни и духовности. Это составляет основание второго аспекта, в котором сердце выступает как обще христианский символ, который задан своего рода "азбукой мира" то есть Библией. Рассмотрение сердца под таким углом зрения встречаем во многих памятках нашей давности. Так, например, внимание авторов "Киево-Печерского патерика" сосредоточена на изображенные внутренней моральной жизни человека, его ощущений и устремлений которые связанные с сердцем, через которое к ней проговаривает Бог. Важной в Патерике есть и картина осознания святости места: храм Успенской Богородицы есть сакральным центром, который олицетворяет всю святость монастыря и стоит в его середине (он обнаруживается будто "сердцем" монастыря), а сам монастырь в свою очередь рассматривается как святой центр Земли Русской. И в другой памятке древнерусской культуры "Моление Данила Заточника" ярко выступает христианский символ сердца.

Трактование сердца в этом же аспекте найдем и у Ивана Вишенского, который сделал человека центральной фигурой своего учения. Он признавал единое благородство: благородство духу, мистическое благородство самоочищения и просветление и призывал своих земляков без какой ни будь нерешительности, всем сердцем и душой присоединиться к Богу.

Эти мировоззренческие установки перекликаются с жизненным путем и деятельностью Пасия Величковского (Старца Пайсия), который широко прославился тем, что воскресил и реализовал сначала на Афоне, а потом в Молдавии Святоотцивскую науку про Умную Молитву, про Исусову Молитву, в которой главное - сердечная связь с Христосом. Уделяя большое внимание сердцу как месту, где должен находиться Творец, Величковский умоляет: «Сердце чистое создай во мне Божье!".

Не пересчитывая всех деятелей украинской культуры, которые рассматривало символ сердца в этом аспекте, отмечу только, что с христианской антропологией связанные мировоззренческие установки таких выдающихся фигур как Г.Кониський, П.Могила, Г.Смотрицький, Д.Туптала. Тем не менее наибольшего теоретического обоснования "философия сердца" в христианском смысле приобрела в творческом заделе выдающегося украинского философа минувшее столетие - Памфила Юркевича. По его мнению, религиозное переживание открывает перед нами тот факт, что сердце есть глубокая основа душевной жизни, чем ум. Оно же так как имеет в себе всю непосредственность бытия, первично дарованного Богом. П.Юркевич утверждает, что основа религиозного сознания человека лежит в его сердце, итак, религия образована на естественном грунте. Так как не ум есть для нее главным аргументом за бытие Божье, а сердце. В своей работе "Сердце и его значение в духовной жизни человека, согласно со Словом Божьим" Юркевич приводит большее 120 цитат из Библии, показывая, что авторы Св. Письма рассматривают сердце как центр духовной жизни человека, особый орган для восприятия Бога.

Первое место сердца как центра моральной жизни человека разработан Юркевичем по христианской традиции. Мыслитель считает, что сердце есть тем принципом, который определяет собою индивидуальность и неповторимость человека, ведь человек в духе своем - существо уникальное; он уникальный сам в себе и в своей свободе. Это зародыш екзистенцийнного мышление, которое потом было обосновано и развит К.Ясперсом, Э.Гуссерлем, М. Хайдегером, М.Бердяев и другими. Но П.Юркевич начал эти проблемы намного раньше, чем эти славные мыслители.

С сердцем украинский философ связывает не только индивидуальную неповторимость человека, но и его моральное достоинство. Юркевич считает, что человеческие поступки следует оценивать в зависимости от того, они ли вызваны внешними условиями и соображениями, вытекают ли из непосредственных и свободных стремлений сердца. Эти его взгляды связаны с христианским учением о любви как об источнике всех действительно моральных действий человека. По мнению Юркевича, люди должны стремиться делать добро даже и тогда, если в этом для них нет никакой личной пользы или присутствия других людей, которые бы могло этот поступок увидеть и оценить. Это должен быть свободный поезд сердца, тогда эти поступки будут иметь моральную стоимость. Сердце, Юркевичем, выражает такие состояния души, которые недоступные абстрактному уму, и хотя ум (который он, кстати, признает и ценит) есть вершиной духовной жизни человека, но его корнем остается сердце.

Итак, два очерченных аспекта "философии сердца", хотя и были влиятельными в Украине и имели своих последователей все же таки не составляют какой-то оригинальной философской традиции. И хотя они по сути ре презентуют глубинные архетипы, которые связанные со своеобразной внутренней (творческой) эмоциональностью и потому глубоким восприятием религии (восприятием душой не религиозных форм, а сущности Слова Божьего), что составляет подпочва украинской духовной жизни, тем не менее, такой взгляд на "сердце" не является достоянием лишь украинской культуры.

Реферат опубликован: 7/12/2007