Билеты по Курсу физики для гуманитариев СПБГУАП

Страница: 10/16

(34) Самоорганизация как основа эволюции. Тким обрзом , самоорганизация возникает как источник эволюции систем, так как она служит началом процеса возникновения качественно новых и > сложных структур в развитии системы. Чтобы понять, почему самоорганизация выступает в основе эволюции, необходимо сказать несколько слов о флуктуациях и хаосе. Рассмотрим такую систему, как газ. Молекулы газа двигаются случайно, хаотично. Однако, в опытах с броуновским движением мы видим, что случайные, хаотичные движения молекул (микросистем) могут привести и к коллективному движению макроскопических частиц. Флуктуации представл. собой случайные отклонения системы на микро уровне. Но результат их действия может сказаться и на макро уровне, причем непредсказуемым обрзом. В критич. точке эволюции ,как правило, открывается несколько возможностей. Какой путь при этом выберет сист., в значит. степени зависит от случайных факторов. И в целом поведение системы нельзя предсказать с полной достоверностью. Мы с вами расматривали этот вопр в разделе Физика возможного. Мы даже указали границы случайности в поведении системы. В микромире выбор поведения системы определен только с точностью до соотношения неопределенностей Гейзенберга. Фактически мы показали, что в самой сист-е заложен хаос, неопределенность. И эта неопределенность в критических точках поведения системы может привести к развитию новой структуры с не предсказанными свойствами.

(37) ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ Ученые и специалисты насчитывают > 170 определений понятия культура. Это свидетельствует о универсальности даного явл-я человского общства. Понятием культура обозначают и обычные явл-я, и сорта растений и умственные кач-ва чела, и образ жизни, и систему положительных ценностей и так далее. В таком контексте все созданное челом есть культура. Мы используем одно из определений культуры, кот. связано с ее инструментальной трактовкой. Культура - это сист. ср-в человской деят-ти, благодаря кот. реализуются действия индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти ср-ва создаются людьми , постоянно меняются и совершенствуются. Принято выделять 3 типа культуры: материальную, социальную и духовную. Материальная культура -совокупность ср-в бытия чела и общства. Она вкл разнообразные факторы: орудия труда, технику, благсост-е чела и общства. Социальная культура - это сист. правил поведения людей в различн. видах общения. Она вкл этикет, профессиональную, правовую, религиозную и т. д. разновидности деят-ти чела. Более подробно содержательная часть 1ой и 2й культур изучается в других дисциплинах. Духовная культура - это составная часть культурных достижений человечества. Осн. виды духовной культуры - мораль, право, мировоззрение, идеология, иск-во, наука и т.д. Кажд из этих видов духовной культуры сост. из относит. самостоятельных частей. Эти части взаимосвязаны и относятся к духовной культуре человечества. Под наукой в настоящее время понимают ту сферу человской деят-ти, ф-я кот. - выработка и теоретич систематизация объективн. знаний о действит-ти. Сист. наук условно делится на ественые, общественные и технические науки. В науке принято выделять систему знаний о природе - естествознание, кот. явл. предметом естественнонаучной культуры и систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп , гос-ва, человечества - гуманитарные науки или гуманитарную культуру. До того, как наука оформилась в самостоятельную часть культуры человечества, знания о природе и ценностях общ-веной жизни входили в иные состояния духовной культуры : практ. опыт, мудрость, народная медицина, натурфилософия и т.д. Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур закл. в след-м: * они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах чела и человечества, в создании оптимальных усл-ий для самосохранения и самосовершенствования; * осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами; * взаимно координируют в процесе развития человечества; * явл. самостоятельными ветвями единой системы знаний науки и духовной культуры в целом. Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, экономисты, менеджеры и друг. специалисты - гуманитарии начинают применять в своей работе системный подход, идеи и методы кибернетики и Т. информации, знание фундаментальных законов естествознания и в частности физики. Поясним вышесказанное примерами из практики. Юрист разбирает дело о столкновении судов. Конечно, ему нужно знать законы, приняты в мировой практике судовождения. Но, с другой стороны, if он не знает, что такое маса, радиус поворота, скорость, ускорение и т. д. , он не сможет реально применить свои профессиональные знания. Социолог изучает общ-ное мнение путем опроса. Но как он сможет оценить степень достоверности результатов, if не имеет представление о Т. вероятности и Т. погрешностей. Без знания этих разделов ественых наук, результаты его предсказаний не будут представлять практической цености. Менеджер рекламирует изделие какого - то предприятия. Хорошо известно, что на выставках или просмотрах первые вопросы всегда касаются техн. сторон изделия. Конечно, полностью ответить на такие вопросы может только специалист, имеющий хорошую фундаментальную естественнонаучную подготовку. Однако разбираться в этих вопросах должен и менеджер. Существует и другая сторона рассматриваемого вопроса. Наука часто обвиняется в тех грехах, в кот. повинна не столько она сама, сколько та сист. институтов, в рамках кот. она функционирует и развивается. В настоящее время очевидно, что развитие науки может приводить к отрицательным последствиям влияющем на все челоство в целом. Актуальным становится вопр о соц. ответственности всех людей, а не только ученых за возможность юзания из открытий и достижений. В настоящее время сформировалась направл., называемое этикой науки, дисциплине, изучающей нравственные основы научн. деят-ти. В кач. примера можно привести пример из истор. 2й мировой войны. Р.Оппенгеймера называют отцом атомной бомбы. Он являлся координатором и руководителем проекта создания атомной бомбы. Она была создана и испытана сначала в Неваде, а потом и в Хиросиме и Нагасаке. Позднее Оппенгеймер, осознавая тяжесть ответственности, ушел из проекта и стал заниматься деятельностью, направленной на предотвращение юзания атомных бомб. Вышесказанное утверждает нас в мысли, что представляется весьма важным познакомится с осн. концепциями естествознания. Это необходимо для того, чтобы: во перв., сознательно применять их в своей деят-ти, во вторых, чтобы получить > ясное и точное представление о современ. научн. картине мира, кот. дает естествознание. Необходимость применения естствено научных методов и законов в практической деят-ти гуманитарных специальностей и привело к постановке того курса, кот. мы будем изучать: Физика для гуманитариев.

Реферат опубликован: 31/08/2007