Алмаз-минерал

Страница: 2/10

В 1983 году при сооружении оросительного канала на севере Индии близ города Анантнага рабочие нашли стату­этку бога Рамы, украшенную алмазами и самоцветами, стоимостью свыше миллиона рупий. Археологи датировали находку XIV веком.

Следует заметить, что до XV века алмаз ценился ниже, чем другие драгоценные камни. Древние греки и римляне почти не знали алмаза, а на Востоке его ставили по стои­мости ниже рубина, жемчуга, сапфира, лазурита и даже хри­золита. И все это потому, что необработанный алмаз редко выглядит привлекательным: блеск и дисперсия света проя­вляются в нем только у идеально гладких кристаллов правильной формы.

Алмаз лучшего качества бесцветен, с сильным блеском и прекрасной игрой цвета, про такой камень говорят, что он «чистейшей воды». Однако большей частью алмазы бывают с «надцветом», то есть со слабым оттенком других цветов: винно-желтого, соломенного, бурого, грязно-зеле­ного, синеватого, красноватого и черного. Среди них высоко ценятся прозрачные алмазы, окрашенные в красный, синий, желтый, розовый и черный цвета.

Пораженные чудесной твердостью и долговечностью самоцвета, очарованные блеском его искрящихся лучей, индийцы посвящали камень своим божествам, приписывали ему величайшие достоинства и ставили во главе драгоцен­ных камней. В дни их празднеств он являлся главным укра­шением уборов и роскошных одежд. По их мнению, алмазы произошли из пяти изначальных элементов: земли, воды, неба воздуха и энергии. И, видимо, потому индийцы разли­чают в алмазах пять положительных и четыре отрицатель­ных свойства. Положительными считаются: наличие шести вершин, восьми одинаковых граней, легкость, чистота и острые края. К отрицательным относятся недостаточная чистота, пятна, «перья», «гусиные лапки». Такие нечистые алмазы, по представлениям индийцев, приносят их владель­цам проказу, желтуху и хромоту. Зато хорошие алмазы буд­то бы обладают способностью отгонять неприятелей, уничто­жать опасность молнии и яда и доставлять человеку всевоз­можные блага. Высшую степень качества представляют алмазы с шестью или восемью вершинами и острыми кра­ями, белые, как градины, цвета серебристых облаков и луны.

На опыте познав свойства этого удивительного камня, древние предписывали ему фантастические свойства. Он считался камнем храбрости и твердости характера. А Гай Плиний Старший уверял, что «алмаз уничтожает действие яда, рассеивает пустые бредни, освобождает от пустых страхов, придает человеку уверенность и силу».

Так что же такое алмаз? Сгустившийся солнечный свет или драгоценный камень, самый твердый из всех камней?

В одной из индийских книг о камнях («Лапидарии» — лапис — в переводе с латинского камень) говорится: «Алма­зы растут вместе: один маленький, другой большой. Растут они без участия человека вместе — мужские и женские. Пита­ются они небесной росой и производят на свет маленьких детей, которые множатся и растут». А в сказках «Тысяча и одна ночь» мореплаватель Синдбад рассказывает о долине, кишевшей змеями и усеянной алмазами. Алмазы оттуда доставали оригинальным способом: в долину бросали куски мяса, чтобы камни к ним прилипали; птицы уносили мясо с алмазами в гнезда, откуда люди впоследствии их добы­вали.

В числе прозвищ алмаза есть имя и «орлий камень». Оно дано ему потому, что искатели алмазов вроде бы покрывают гнездо орла с находящимся в нем птенцом пластиной стекла. Орел, не имеющий возможности проникнуть в гнездо, старается понять, что от него хотят люди, долгое время кружит вокруг гнезда, затем, словно догадавшись, улетает и, возвращаясь, приносит алмаз и кладет его на стеклянное покрытие. Когда алмазов соберется много, искатели забира­ют их и убирают стекло для того, чтобы орел решил, что он откупился. Но через некоторое время они опять кладут стекло на гнездо, и орел снова приносит им алмазы .

Эта фантастическая версия так же имеет свое объясне­ние: известно, что птицы, привлеченные блеском, алмазы клюют. Их неоднократно находили в зобах голубей и кур.

Академик В. Севергин в «Первых основаниях минера­логии» утверждает: «Сам собою (алмаз) в наисильнейшем огне не растопляется; но сперва мутится и темнеет, а потом получает светящуюся белизну; напоследок испускает острый пар и показывает пузырьки. Сие продолжается до тех пор, пока он наконец совсем не выпарится и исчезнет. Алмаз улетает таким образом в плотнейших со всех сторон замазанных глиняных сосудах.

Такие опыты над алмазом производили Франц I, импе­ратор Римский, и брат его Карл, эрцгерцог Лотарингский в 1750 году . Некоторые, наипаче французские химики, уподобляют вышеупомянутое свойство алмаза возгоранию, и потому причисляется он к горючим телам. Другие же исходящий из него пар уподобляют паче парам плавико­вой кислоты».

Реферат опубликован: 21/02/2009