Экономическая конкуренция. Её формы и роль в развитии экономики

Страница: 14/16

Рост экономических структур может осуществляться в следую­щих направлениях:

1. Горизонтальный рост. Это расширение объемов производства предприятия в рамках одной отрасли. Горизонтальное слияние фирм произойдет в случае, например, объединения двух сталелитейных предприятий.

2. Вертикальный рост. Это расширение объемов производства предприятия за счет проникновения в смежные отрасли. Вертикальную форму слияния приобретает, например, объединение сталелитейного и машиностроительного предприятий.

3. Конгломеративный (диверсифицированный) рост. Это расширение объемов производства предприятия за счет проникнове­ния в технологически не связанные отрасли. Это происходит, например, когда сталелитейное предприятие приобретает капитал в нефтеперерабатывающей отрасли, а банк покупает универмаг или транспортную компанию.

Каким же должно быть отношение государства к направлениям роста предприятий, их слияниям? Безусловным является то, что государство должно осуществлять контроль за слияниями. Слияния, добровольные или вынужденные, могут влиять на уровень конкуренции. Допустим, в городе действуют два молокозавода. Если они объединятся, нетрудно представить, как это повлияет на конкуренцию, на взаимо­отношения продавцов и покупателей. Государство должно препят­ствовать таким действиям.

Снижение или устранение конкуренции может произойти не только при слияниях. Контроль над акционерным предприятием осуществляют те лица, которым принадлежат акции. Чем больше акций у какого-то лица, тем сильнее его влияние на деятельность предприятия. Акции периодически меняют своих владельцев, они являются предметом куп­ли-продажи. Так, если крупный пакет акций, например трубного завода, перейдет к конкуренту — другому трубному предприятию, то это может существенно подорвать конкуренцию на рынке труб. Поэтому Государство должно осуществлять контроль за крупными продажами и покупками акций, производить экспертизу этих сделок на предмет их влияния на конкуренцию, принимать по ним соответствующие решения, вплоть до аннулирования. Вместе с тем эта деятельность государства не должна быть прямолинейной и чрезмерно жесткой, здесь нужно учитывать и многие другие обстоятельства, потому что нередко возни­кают случаи, когда потери, вызванные снижением конкуренции, могут быть с лихвой компенсированы выигрышем в других вопросах (на­пример, повышением производительности, сохранением рабочих мест, улучшением качества).

Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция. Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии, на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки.

В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела-Хиршмана, согласно которому безопасный с точки зрения монополизации рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, при этом доля крупнейшей из их не должна превышать 31 % всех продаж определенного товара на рынке, двух крупнейших — не более 44 %, трех крупнейших — не более 54 %, четырех крупнейших — не более 64 %.

Украина делает первые шаги в решении этого вопроса. Первый спе­циальный законодательный акт по проблемам регулирования конку­ренции был принят в 1992 г. — Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности". Этим законом, в частности, было введено понятие "монопольное положение": таким признавалось положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке опре­деленного товара составляла более 35 %. Такая позиция признавалась опасной для конкуренции и к такому субъекту государство имело право применять дополнительные ограничительные меры. В 1993 г. был при­нят Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины".

Реферат опубликован: 8/09/2008