Безработица в России и задачи Государственной службы занятости

Страница: 23/25

Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить прежде всего сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.

Рассматривая характерные особенности региональных рынков труда, следует прежде всего учитывать специфику территориального распределения приростов численности населения трудоспособного возраста. В частности, преобладающая часть (примерно 3/4) прироста численности населения трудоспособного возраста в 1998-2005 гг. будет приходиться на Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский и Западно-Сибирский экономические районы, и без того характеризующиеся излишками трудовых ресурсов и относительно низким уровнем занятости населения.

Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания новых рабочих мест. В соответствии с приказом Федеральной службы занятости от 10 июня 1997 г. за счет средств фонда рекомендуется осуществлять:

· инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;

· инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;

· финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью.

В настоящее время в законодательной и хозяйственной практике слабо учитываются территориальные особенности формирования и использования трудовых ресурсов. В относительно трудонедостаточных районах России (включая Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток) основное внимание должно быть уделено созданию необходимых экономических, организационных и правовых предпосылок для привлечения инвестиций (в том числе зарубежных) с целью реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих производств, более эффективного использования основных производственных фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и сельском хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда.

В то же время в трудоизбыточных районах страны для обеспечения занятости населения следует открывать (в первую очередь в сельской местности, в малых и средних городах) небольшие предприятия и производства по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, изготовлению строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья и отходов производства, а также предприятия и организации сферы обслуживания.

На ситуацию на региональных рынках труда большое влияние оказывает отраслевая структура производства. В частности, анализ отчетных данных показывает, что в тех отраслях, где уровень оплаты труда выше (например, в добывающих отраслях промышленности), количество свободных ( вакантных) рабочих мест незначительно. В то же время, например, в машиностроении, где уровень средней заработной платы в начале 1997 г. составлял всего 72% средней зарплаты по промышленности в целом, количество свободных (вакантных) рабочих мест достигло 48,5 тыс. единиц, что составляло примерно 43% всех свободных рабочих мест в промышленности.

При разработке прогноза социально-экономического развития России на 1998 г. особое внимание уделялось выравниванию уровня заработной платы работников материального производства и отраслей непроизводственной сферы. Политика в области труда и его оплаты по основным сферам хозяйства России в 1998 г. разрабатывалась таким образом, чтобы создать приоритеты для сферы обслуживания населения. В частности, в непроизводственных отраслях предусматривается рост численности работников с 20,4 млн. человек в 1997 г. до 20,6 млн. человек в 1998 г. Среднемесячная оплата труда здесь возрастет по сравнению с 1996 г. в 2,1 раза. Последнее обстоятельство позволяет несколько сократить разрыв в оплате труда работников производственных и непроизводственных отраслей.

Реферат опубликован: 27/11/2006