Этикет в сословном обществе

Страница: 2/3

Этикет не только усложнялся, но и эстетизировался, перерастал во многие формы искусства. А искусство, откликаясь на потребности времени, ритуализировалось, вбирало в себя этикетное начало. Вербальный этикет срастался с риторическими прославлениями, панегириками, поэтическими гимнами и одами, а «кинетический» этикет физических контактов ( встречи и прощания, завязки знакомств и времяпрепровождение)– с танцами и театральными представлениями. Художественный этикет и этикетное искусство– уже не просто выражение значимости господствующих слоёв общества. Это был способ, которым знатные люди пытались прославиться, приобрести бессмертие. И чем более был знаменит художник, тем больше чести мог принести он своими прославлениями господину. А чем богаче был вельможа, тем больше прославленных художников, поэтов, музыкантов, архитекторов мог он навербовать для постройки и украшения великолепных дворцов, для увековечения его и его семьи в формах пышных портретов и скульптурных памятников, для возвышения его одами, операми и хвалебными речами. Во времена позднего феодализма без прославляющего и восхвалительного искусства не могли обойтись ни семейные торжества(свадьбы, юбилеи, похороны), ни праздники военных побед, ни встречи знатных лиц, королей, ни приемы зарубежных гостей, ни более значительные общественные начинания.

Адресатом художественного этикета и этикетного искусства при этом выступали уже не только те лица, чья значимость прославлялась, и не только члены их семей, но и вся публика, наблюдавшая пышные церемониалы и праздники, и шире– вся страна, весь мир, до которого мог дойти слух об ослепляющем величии монархов и других знаменитых людей. Впечатляющий эффект пышных дворцовых убранств, праздничных церемониалов, опер, фейерверков, балов, военных игр содействовал распространению славы монархов и вельмож иногда в большей мере, чем даже величие их побед на поле боя. Особенно это было характерно для западной Европы в эпоху, породившую культуру барокко, когда вся жизнь господствующего класса приобрела характер этикетно­-театрального представления.

Укрепляя и поддерживая иерархические расслоения обществ, возвышая господствующие классы, этикет феодализма одновременно прививал народу рабскую психологию покорности. Не случайно так резко выступили против него прогрессивные мыслители-просветители 18 века П. Гольбах, К.А.Гельвеций, Ж.Ж. Руссо и другие. Феодальный этикет П. Гольбах рассматривал как форму власти, которая пользуется суеверием народа, ослепляет её блеском, возвышает королей как богов над человеческим бытием и мешает простым людям осознать, что часто властители заслуживают только презрение и ненависти. Ж.Ж. Руссо осуждал не только придворный этикет, но и светские формы учтивости, салонные манеры и соответствующие тому вкусу формы искусства (особенно театр). Порочность этических форм он усматривал в том, что под их внешней сердечностью , приветливостью скрывается подозрительность, ненависть, предательство, страх и другие эгоистические устремления и враждебные состояния, порожденные цивилизацией. Кроме того, в этикете он видел причину стандартизации поведения и мышления, под прикрытием которой никто не осмеливается показаться, каким он является в действительности.

Радикализм этих мыслителей таились предпосылки для отрицания этикета вааааааабще!!!!!!!! Радикальному духу соответствовали и требования времен якобинской диктатуры: к каждому гражданину обращаться не на вы а на ты; головной убор снимать только тогда , когда жарко или нужно произнести публичную речь и т.п. Правда, якобинцы не отрицали вежливости, учтивости как таковой. Они выступали лишь против искусственного, чопорного её характера, требовали соответствия форм общения в природе человека. Эти идеи еще до них отстаивали многие просветители. Например, К.А. Гельвеций говорил об «истинной вежливости», которой в противовес салонному этикету свойственно «тонкое, деликатное и постоянное чувство расположения к людям». Наибольшим признанием и уважением, считал он, должны пользоваться те, у кого больше заслуг перед народом, обществом. А поскольку волю народа выражает государство, оно должно стремиться, чтобы оказанное уважение соответствовало действительным гражданским заслугам.

Реферат опубликован: 6/03/2009