Основы кантовской этики

Страница: 7/26

Всякий практический закон - императив, но не всякий импера­тив - закон: гипотетические императивы отнюдь не могут быть названы практическими законами. В отличие от гипотетических категорические императивы суть безусловные и всеобщие предпи­сания, которые должны исполняться всеми и требуют своего испол­нения в любой ситуации независимо от желания или нежелания это сделать. Не завися от желаний людей, практические законы не зависят и от материи этих желаний, т. е. от тех природных предме­тов, на которые направлены желания. Поэтому Кант называет их чисто формальными принципами. В качестве формальных принци­пов категорические императивы противостоят материальным прин­ципам. Материальные принципы - это житейские принципы; они призваны способствовать поддержанию и облегчению жизни каж­дого отдельного человека и потому имеют дело с существующими во времени и пространстве желательными или нежелательными для него предметами. Как уже сказано, все материальные принципы “подпадают под общий принцип себялюбия и личного счастья”. Категорические императивы вообще не связаны с предметами окру­жающего нас мира, они касаются только поведения людей. При этом они объективны, т. е. одинаковы для всех и обязательны для каждо­го всегда, в какой бы ситуации он ни находился. Они вовсе не нацелены на повышение благосостояния людей, не имеют ничего общего с их личным счастьем. Они даже не направлены на поддер­жание жизни человека; они настолько суровы, что требуют своего исполнения, даже если ему за это угрожает смерть. Вспомним вы­шеприведенный пример Канта: человек не должен лжесвидетельст­вовать, даже если за отказ от лжесвидетельства его «государь» обещает его повесить. Но ведь жизнь - это необходимое условие существования человека во времени и пространстве, не говоря уже о том, что она - необходимое условие всякого возможного для него благополучия и счастья. Человек в состоянии подчиняться природ­ной причинности, если и только если он живет в природе. Значит, коль скоро категорические императивы стоят «выше» даже самой жизни человека, они не могут исходить из природной причинности; они стоят «выше» этой причинности, «выше» всего феноменального, всей природы. Откуда же они исходят? Если бы человек был только существом природным, им неоткуда было бы взяться. Таким обра­зом, постольку, поскольку они существуют, ясно, что они могут корениться только в ноуменальной глубине человека. Но что же собой представляют эти необыкновенные категорические импера­тивы? Каким образом они существуют и как нам становится извест­но об их существовании? Чего они с такой суровостью требуют от нас и как воздействуют на нас? Прежде всего, согласно Канту, в них нет ничего таинственного: они хорошо знакомы каждому из нас. Они постоянно пребывают в сознании каждого человека, являются фактом сознания каждого из нас, или точнее “фактом разума”,[22] как говорится в «Критике практического разума». В ней же сказано, что категорический императив существует как «голос разума», являю­щийся «четким», «незаглушимым» и «внятным даже для самого простого человека».[23] Что же это за голос? Вот у Сократа, если верить Платону, в душе звучал голос некоего «демона», с которым Сократ постоянно советовался в затруднительных ситуациях. Мо­жет быть, и в душе каждого из нас слышится голос подобного «демо­на» или ангела-хранителя? Но Кант имеет в виду не такие голоса. Ведь они дают индивидуальные советы, а категорические импера­тивы одни и те же для всех. Это и не голос веры, звучащий в душе каждого верующего человека; он тоже слишком индивидуален и интимен. Это именно голос разума. Кант настаивает на этом. Неда­ром он говорит, что категорические императивы имеют силу не только для всех людей, но и для всякого разумного существа. Шо­пенгауэр в трактате «Об основе морали» слегка подсмеивается над этим уточнением Канта: для чего это Кант упоминает о разумных конечных существах наряду с упоминанием о людях? Разве ему известны какие-нибудь подобного рода существа? “Невольно на­прашивается подозрение, что Кант немного подумывал при этом о добрых ангелах или, по крайней мере, рассчитывал на их помощь для убеждения читателя”.[24] Между тем, напоминает Шопенгауэр, он сам в «Критике чистого разума» положил конец подобным сущ­ностям. Можно согласиться с Шопенгауэром в том отношении, что Кант здесь скорее всего имел в виду действительно ангелов. Ясно, что не инопланетян и обитателей летающих тарелок! Ведь Кант был верующим человеком, и не исключено, что верил в бессмертие человеческой души. Разумеется, «Критика чистого разума» воспре­щала ему делать какие-либо ассерторические утверждения по пово­ду существования или не существования ангелов, но мыслить о них в проблематической модальности она ему возбранить не могла. Упо­миная о разумных конечных существах, не являющихся людьми, философ хотел подчеркнуть всеобщий характер разума, его способ­ность проявляться не только в людях.

Реферат опубликован: 1/06/2008