Мораль, этические воззрения средневековья. Рыцарский эпос

Страница: 8/10

Здесь возникает ещё один нонсенс. Дама в романах всегда благородная и прекрасная, рыцарь — красивый и мужественный. Размышляя сейчас, трудно представить себе благородную даму, зачастую не мывшуюся неделями, с приторным запахом от многократного использования духов, нечищенным ртом и тому подобного. Благородного рыцаря имеющего всего одну смену одежды, и можно было бы много чего перечислить, … но … это ничего не меняет. До нас дошло лишь духовное ощущение рыцаря и дамы как высших существ в незапятнанных одеждах, питающих друг к другу неугасимую и чистую любовь. И в самом деле неважно, кто и сколько раз сказал «я тебя люблю», если это продолжается бесконечно.

Благодаря этому приёму роман ставится вне времени, вне всяческих культурных традиций. Известно, что человеку одной культуры трудно адекватно понять человека другой. Но нам это удается, так как внутренний мир человека постоянен, а подсознательные эмоциональные ощущения неизменны. В этом главная заслуга неизвестного творца романа, и тем обеспечена та легкость с которой он воспринимается.

«Песнь о моем Сиде» это больше социальный роман, чем просто повествование о походах, победах и турнирах в честь благородных дам. Рыцарство предстает в поэме как единый сословный коллектив, четко различающийся на три катего­рии рыцарей. «Рикос омбрес» - высшая знать, состояла из крупных землевладельцев, приближенных короля, в руках у которых факти­чески находилась государственная власть. Вторым слоем рыцарства были «инфансоны», также владевшие вассалами, получившими пожа­лования от короля, участвовавшие в ра­боте кортесов. Хотя правовой статус инфансонов почти не отличался от правового статуса ри­кос омбрес, в общественной жизни между ни­ми была огромная дистанция, определяв­шаяся большим влиянием «рикос омбрес» при дворе и благородством их происхождения. Низшие слои знати были представлены «кабальерос», многие из которых полу­чили это звание за личные заслуги.

Очевидно, рикос омбрес с презрением относились к инфансонам и кабальерос, попирая их права и привилегии. Подобное по­ложение вызывало недовольство среди низших слоев испанского рыцарства. Составляя основную воинскую силу "государства Реконкисты"[1], мелкие рыцари требовали справедливо­го отношения к себе со стороны высших дворянских кругов. Для их социального сознания было характерно непризнание знатно­сти как главного достоинства человека, определяющего его об­щест­венное положение. В противовес они выдвигали такие личные качества, как мужество и честность, полагая, что они отсутст­вуют у представителей аристократии. Социальное положение и общественное признание человека они ставили в прямую зависи­мость от его многих заслуг на ратном поприще.

Обращают на себя внимание и особенности вассальных отно­шений испанского рыцарства описанные в поэме. Как и в других странах Европы, обязанности вассала по отношению к сень­ору определялись фор­мулой auxilium et concilium, на сеньора же налагались обязанность оказывать материальную поддержку своим вассала, которая в Испании могла выра­жаться как в земельных пожаловани­ях, так и в денежных выплатах. При этом земельные пожалования получали, в основном, ближайшие вассалы того или иного сеньо­ра, со­ставлявшие его малую дружину, большая часть членов которой была представ­лена родственниками сеньора, "вассалами по воспитанию», близкими его семье людьми. Меснады представляли собой некое подобие консультативного совета при сеньоре, помо­гали ему принимать важные решения. Хотя сеньор иногда обращался за советом ко всем своим вассалам, в том числе и не входившим в меснаду, эти "расширенные со­веты" были редки и не играли большой роли.

Реферат опубликован: 21/03/2007