Страховой рынок Украины и его характеристика

Страница: 6/11

Для европейского страховщика устанавливается или режим наибольшего благоприятствования, или национальный режим. Это говорит о том, что с 17 июня 1999 года должны быть сняты все ограничения, с тем чтобы страховщики стран-членов Европейского Союза могли здесь учреждаться и осуществлять свою деятельность.

Реорганизация страхового рынка необратима. Компаний вновь станет меньше. Появятся и новые лица, и новые голоса с акцентом. Правда, не следует думать, что произойдет это быстро. Иностранный страховой инвестор расчетлив и консервативен. И по-серьезному он придет сюда только тогда, когда ему здесь будут “грозить” реальные деньги. [7, с.9]

Страховщики, образованные с участием иностранного капитала, получили в 1997 году 52,993 млн грн. страховых платежей, или 13% общей суммы поступлений. Ими выплачено 17,949 млн грн. страховых возмещений, или 13,9% общей суммы выплат. Доля страховщиков, образованных при участии иностранного капитала, в общем объеме оплаченных уставных фондов несколько выше и составляет 15,4%, или 18319,7 тыс грн., их средний оплаченный уставный фонд на 1.01.98 г. составляет 705 тыс грн. и превышает средний общеукраинский в 1,3 раза.

В целом страховщики, образованные при участии иностранного капитала, существенно не влияли в 1997 году на положение и развитие страхового рынка Украины. [8, с.29]

4. Налоговые проблемы

Все виды страхования имеют общую проблему - существующий порядок налогообложения отечественных страховщиков. Особенно он отражается на морском и авиационном страховании. Здесь нельзя обойтись без перестрахования рисков за рубежом. По действующему законодательству, суммы, которые отправляются иностранным компаниям в виде перестраховочных премий, облагаются 15-процентным налогом. Введение этого налога нанесло ущерб внешнему имиджу нашего страхового рынка, кроме того, резко ограничило возможности распределения рисков за рубежом, использования международного опыта и традиций страхования. В конечном итоге вся сумма ложится на страхователя и повышается стоимость услуги.

Налог на перестраховочные премии ставит наши перестраховочные компании в невыгодное положение по сравнению со страховщиками других стран бывшего Советского Союза. В России, например, он составляет 2,5%.15-процентный налог на перестраховочные премии может обернуться несвоевременными и неполными выплатами страхового возмещения отечественным клиентам. [13, с.75]

5. Деятельность на финансовом рынке.

Чтобы умножить и сохранить свои страховые резервы, страховщики могут использовать их на финансовом рынке: покупать ОВГЗ, размещать денежные средства на депозитах. На сегодня такую деятелдьность нельзя назвать активной. Размещение страховых резервов регламентируется Положением Кабинета Министров. Однако, указанные пути размещения малопривлекательны для страховщиков. И сейчас никто из страховых компаний в полной мере не придерживается вышеуказанного Положения. Ни одно из его требований к размещению страховых резервов - обеспечение прибыльности, доходности и ликвидности - не срабатывает.

Например, НАСК “Оранта” размещает свои средства в основном на депозитах, приобретает государственные ценные бумаги и вкладывает деньги в недвижимость, производство. На недвижимое имущество используют свои резервы многие страховые компании (это не предусмотрено в Положении, однако и не запрещено). Создаются также дочерние структуры, которые вносят деньги в уставные фонды других предприятий.

Кстати, с дохода страховщиков от инвестиционной деятельности также взимается 30% налога.

Однако перспективы просматриваются и здесь. Ведь, например, в США 25% инвестиций в собственную экономику приходится именно на страховые компании. [13, с.75]

6. Страховые посредники.

Положение “Об особенных условиях деятельности страховых брокеров” уже разработано и в ближайшее время будет завизировано Кабмином. Оно дополнит предыдущее Положение “О порядке проведения деятельности страховыми посредниками” в части регистрации брокерских контор. Следующим, третьим, этапом законодательного регулирования посреднической страховой деятельности в Украине станет внесение изменений в Закон “О страховании” (предположительно 1 квартал 1999 года).

Напомним, что кроме брокеров к страховым посредникам относятся также агенты страховых компаний. Уже сейчас Укрстрахнадзор требует, чтобы в областях региональным представителям Укрстрахнадзора страховые компании подавали копии агентских соглашений.

Согласно проекту Положения “Об особенных условиях деятельности страховых брокеров”:

Реферат опубликован: 30/08/2006