Избирательная система Российской Федерациии ее роль в становлении российской государственности

Страница: 9/30

Главным направлением этой деятельности явилась борьба за проведение выборов в законодательные органы и одновременно референдума по принятию новой Конституции РФ. Согласно предложенной президентской стороной Конституции, РФ должна была стать президентской республикой с двухпалатным парламентом. Большинство на референдуме высказалось за принятие новой модели высшей государственной власти в России. Однако на выборах проявилась и общее недовольство осуществлением реформ, что выразилось в относительном успехе ЛДПР В.Жириновского с ее демагогическими обещаниями быстрых и силовых решений. Оценка выборов как поражение демократов способствовало пересмотру курса исполнительной власти, в частности, ее отходу от либеральных идей в сторону активного государственного вмешательства в экономику. В то же время новая система взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями даже при условии их взаимного недовольства друг другом исключала возможность перерастания политической борьбы в вооруженную конфронтацию.

«Таким образом, в течение 1992-1995гг. процесс формирования новой российской государственности приобрел большую динамику в его высшем звене, тогда как формирование взаимоотношений по линии «центр-регионы» заметно отстало»,- считает И.Левакин.1

С 1991 года РФ начала вновь формировать свою государственность, подписав 31 марта 1992 года Федеративный Договор. Он разграничил предметы ведения и полномочия между органами Федерации и ее субъектами. Тем самым уже существовавшая государственность была закреплена в наиболее легитимной форме – РСФСР как федеративное государство образовалось в соответствии с Конституцией 1918г., минуя договорной процесс, и только по истечении нескольких десятилетий Россия «договорилась» о своем существовании. С заключением Федеративного Договора конституционный строй РФ стал не только формально, но и фактически развиваться на принципах суверенной государственности и федерализма.

Таким образом, российская государственность в начале 90-х гг. начала приобретать все более определенные формы, однако предстоит еще весьма длительный процесс завершения становления нового государства. С другой стороны, по-видимому, происшедшие с момента начала перестройки преобразования столь глубоки, что приобрели необратимый характер. Тем самым в конце XX в. Россия вступила в новый этап развития государственности.

Сложность и многие несообразности сегодняшней российской действительности обязывают пристально обозреть весь тысячелетний путь российской государственности, уделив особое внимание демократическим реалиям с тем, чтобы определить главные точки опоры в процессе нашего дальнейшего исследования проблемы.

Марксистская доктрина утратила значение единственно верного компаса. Обращение к истории необходимо и для обретения веры в силу и жизнеспособность отечественных демократических традиций, в историческую подготовленность России к демократии.

Глава II. Избирательная система Российской Федерации как зеркало российской государственности.

§1. Избирательная система и избирательное право: теоретический аспект.

Выборы - наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс избирательной компании, начинающийся с назначения даты выборов и заканчивающийся определением итогов голосования.

В отечественной и зарубежной литературе нет единой точки зрения на понятие «избирательная система». Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществление взаимоотношений между избирателями и депутатами. Вместе с тем, никто не возражает против того, что избирательная система является государственно-правовым институтом. Но из приведенного определения выпадает упоминание о нормах права, что ставит под сомнение его научность.

С другой стороны, в большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен только к технико-процедурным нормам, которые лишь в незначительной мере являются отражением политики и права.

Реферат опубликован: 25/11/2007