Европейская Конвенция по правам человека и основным свободам и российское законодательство

Страница: 4/38

- Свобода выражения мнения ст. 10;

- Свобода собрания и ассоциаций ст. 11;

- Право на вступление в брак ст. 12;

- Право на эффективные средства правовой защиты ст.13;

- Запрещение дискриминации;

- Отступление от соблюдения обязательств

в чрезвычайных ситуациях ст. 15;

Протокол № 1 от 20.11.1952 г.:

- Защита собственности ст. 1;

- Право на образование ст. 2;

- Право на свободные выборы ст. 3;

Протокол № 4 от 16.09.1963 г.:

- Запрещение лишения свободы за долги ст. 1;

- Свобода передвижения ст. 2;

- Запрещение высылки граждан ст. 3;

- Запрещение массовой высылки иностранцев ст. 4;

Протокол № 7 от 22.11.1984 г.:

- Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев ст. 1;

- Право на апелляцию по уголовным делам ст. 2;

- Компенсация в случае судебной ошибки ст. 3;

- Право не привлекаться к суду или повторному наказанию ст. 4;

- Равноправие супругов ст.5;

Их содержание в значительной степени ограничено категорией «гражданских и политических прав». Экономические, социальные и культурные права входят в первую очередь в сферу действия Европейской социальной хартии.

Процедура обращения, компетенция суда изложены:

Раздел 2 – Европейский Суд по правам человека

Раздел 3 – Прочие положения.

Кроме того, есть целый ряд справочной, поясняющей литературы в дополнение, к которой можно привести некоторые ресурсы Интернет:

www.echr.coe.int – официальный сайт Страсбургского суда.

www.echr.ru– русскоязычный сайт Страсбургского суда

www.coe.ru – сайт Информационного центра Совета Европы в России.

В Санкт-Петербурге работает Региональный Центр Информации и Документирования Совета Европы.

§ 1.2 Порядок работы Европейского суда по правам человека в г. Страсбург

Можно сделать некоторые выводы вытекающие, непосредственно из текста Конвенции. Во-первых, согласно ст. 32 только Суд наделен исключительной компетенцией официального толкования положения Конвенции и разъяснять порядок ее применения. Во-вторых, Суд в своем постановлении не только констатирует факт нарушения Конвенции, но и осуществляет толкование отдельных конвенционных положений, применяемых Судом в ходе рассмотрения этого дела. В-третьих, из Конвенции прямо вытекает то, что толкование Конвенции, данное Европейским судом по правам человека, является обязательным для любого государства, являющегося стороной в споре, переданном на рассмотрение суда.

При этом Европейский суд «не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции». Обязательства, которыми могут быть возложены на государство непосредственно решением Европейского суда, сводятся лишь к обязанности выплатить потерпевшей стороне справедливую компенсацию за причинение материального ущерба, морального вреда, а также возместить выигравшей стороне понесенные ей судебные издержки и расходы. Вместе с тем, наряду с выплатой компенсации по ст. 41, государства, в отношении которых принято решение о нарушении ими положений Конвенции, обычно предпринимают меры по устранению таких нарушений, в том числе и путем внесений изменений в законодательство и правоприменительную практику. [28, стр.24]

Реферат опубликован: 17/01/2007