Готические соборы Франции

Страница: 3/6

Пространственные решения.

Старые города постепенно разрастались, укреплялись, перестраивались, новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни и получивший во Франции свои классические формы.

Это три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух пролетные аркбутаны.

Они будто вобрали в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены

Пространство собора — с мно­гочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, лью­щимся сквозь стекла витражей, — создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклор

В готический период изменился образ Христа — на первый план выдви­нулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбя­щего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. Го­тическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери — заступницы и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сло­жился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, харак­терным для Средневековья. Нередко оба культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины.

В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, ска­зочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве в виде скульптур — химер или ста­туй-водостоков — гаргулей.

Шартрский собор

(приложение 6)

Собор в Шартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. Шартр, где находились дра­гоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительст­вом короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ре­месленники города. В строительст­ве собора принимало участие мно­жество людей: например, в 40-х гг. XII в. тысячи нормандских паломни­ков явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту.

Западный фасад - единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку.

С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи.

Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза". Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах "розы" можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, бла­годаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-си­реневому колориту витражей, отличается кресто­образно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами, органичностью струк­туры.

«Королевский портал» (1145— 1155 гг.) собора в Шартре — яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами, которые зани­мали площадь более двух с полови­ной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти пол­ностью сгорел, сохранились толь­ко «королевский портал» и основа­ния башен. Позднее здание было вновь отстроено. Возведе­ние собора считалось праведным делом, за которое верующим про­стятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.

Реферат опубликован: 5/07/2008