Власть в гражданском и политическом обществе

Страница: 5/7

Политические нормы и принципы способствуют формированию механизма распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества.

Существенными элементами политической системы являются политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и политических интересов, оценка людьми политических явлений выражается в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.

Как и любая форма общественного сознания, политическое сознание выполняет ряд функций: познавательную, аксиологическую (оценочную), интегративно-коммуникативную и прогностическую. Выступая формой отражения социальной действительности, политическое сознание является средством анализа всех политических процессов и отношений, связанных с властными, политическими интересами классов, социальных групп.

Политическая культура представляет собой совокупность наиболее типичных для общества образцов (стереотипов) политических представлений, установок и ценностных ориентации, традиций и символов, политического поведения. Политическая культура как наиболее консервативная часть политической системы общества выполняет роль ее стабилизирующего фактора, хотя в социально неоднородном обществе неизбежно существование и других типов политической культуры, направленных против

существующей системы и выполняющих дестабилизирующую роль. В основе любой культуры, в том числе и политической, лежит

социальный и исторический опыт, который обусловливает систему

традиций, ценностей н образцов поведения, составляющих ядро

всякой политической культуры.

3. Взаимосвязь и взаимодействие гражданского и политического общества.

Сущность и содержание политической власти четче выявляются на фоне рассмотрения взаимодействия гражданского и политиче­ского общества.

С тех пор как возникло государство, гражданское и политиче­ское общества не только сосуществуют друг с другом, но и весьма своеобразно взаимодействуют между собой. На характер этого взаимодействия оказывают влияние многие факторы. Прежде всего это степень цивилизованности и гражданского, и политического общества. Цивилизованность гражданского общества означает его экономическую, социальную и духовную организованность и упорядоченность, а также готовность к самоуправлению. В этом смысле цивилизованно-гражданское общество как организованно-управляемое общество противопоставляется природно-естественно­му обществу как стихийно-неуправляемому обществу. В свою очередь, цивилизованность политического общества предполагает его способность к рациональному регламентированию обществен­ных отношений с помощью государства. Иначе говоря, цивилизо­ванным может считаться такое политическое общество, которое не противостоит гражданскому обществу, не подавляет его, а, наоборот, создает наиболее благоприятные государственно-право­вые условия для его функционирования.

Таким образом, идея гражданского общества, используемая в качестве методологического принципа, позволяет определить пределы политики, рассматривать государство лишь как надстрой­ку над огромным количеством социальных связей, интересов и организаций, способных существовать самостоятельно, без обяза­тельного политического доминирования и контроля.

Гражданское общество выступает в роли демократического компенсаторного механизма, призванного перераспределять власть государства, а политическое общество использует свои властные полномочия для предотвращения деструктивных проявлений как с той, так и с другой стороны.

На характер взаимодействия гражданского и политического общества несомненное влияние оказывают и особенности куль­турно-исторического развития конкретных стран. Существует, например, большое различие в этом отношении между странами Востока и Запада. Если формирование гражданского и политиче­ского общества в странах Востока происходило на основе азиатского способа производства, порождавшего централизм и деспотию, то на Западе оно протекало в русле традиционной преемственности с античным полисом, из которого большинство этих обществ исторически выросло. Вот почему «на Востоке,— писал А. Грамши,— государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и гражданским обществом были упорядоченные отношения, и если государство начинало шататься, тотчас же выступала наружу прочная структура гражданского общества».

Реферат опубликован: 13/11/2009