Воспитание трудовых навыков в уголке природы

Страница: 10/15

После пересадки растение обильно поливают и ставят на пять-шесть дней в затененное место до укоренения. Поливку на это время заменяют ежедневным опрыскиванием. Если земля в горшке начнет высыхать, значит, корневая система растения начала работать.

Иногда бывает необходимо пересадить быстро развивающееся растение в более просторный горшок, не нарушая земляного кома. Такая пересадка называется перевалкой.

Посевы и посадки. Уже во второй младшей и средней группах дети видели, каким лакомством для птиц, крольчонка являются нежные молодые всходы овса, и принимали участие в его посеве. В старшей группе дети на занятии самостоятельно сеют семена овса, салата, сажают корнеплоды — свеклу, морковь, брюкву — и выращивают свежую зелень на корм животным (кролику, морской свинке).

Овес можно сеять в коробочки, в бумажные стаканчики, поставив их после посева в общий ящик, плотно друг к другу.

Следует предоставить возможность каждому ребенку самому проделать весь несложный процесс посева, после чего предложить поставить свою коробку в один общий ящик поверх насыпанного в него неглубокого слоя земли (на 2—3 см). Возле ящика нужно поставить ведерко с водой, и каждый ребенок осторожно польет свой посев из ложки. (Если поливать из лейки, нальется слишком много воды.)

Перед посадкой корнеплоды рассматривают. Детям дается задание сделать в земле (в горшке или в ящике) ямку и так посадить свеклу или морковку, чтобы весь корнеплод был в земле, а над землей торчала только верхушка.

В подготовительной к школе группе в связи с большим количеством животных и птиц, для которых необходим зеленый корм в течение всей зимы, а также в связи с возросшей самостоятельностью детей посевы и посадки в уголке природы занимают большее место, чем в старшей группе.

Детей следует привлекать к подготовке земли: выбрать камешки, палочки, разрыхлить, посеять, полить землю, чтобы она была влажная, но не слишком сырая и не прилипала к рукам.

Дети 6 - 7 лет уже по мере надобности самостоятельно сеют семена: овес, салат, пшеницу, ячмень; сажают корнеплоды для получения молодой зелени. Они могут также вырастить из кочерыжки капустные листья для черепахи.

В некоторых детских садах с успехом используют для комнатных огородов большие оцинкованные противни размером по длине и ширине подоконника, высотой 12 см. Преимущество оцинкованных ящиков-противней в том, что их можно использовать в течение ряда лет не только для посадок в зимнее время, но и для выращивания рассады цветов, овощей, а также для мытья растений во время коллективных уборок.

Кроме зеленого корма, дета могут подготовить некоторое количество рассады для своего цветника и огорода.

Посев цветочных семян на рассаду проводится на занятии (примерно в начале мая, чтобы рассада не переросла). Перед посевом семена следует рассмотреть, сравнить, вспомнить, с каких растений их собрали, показать ранее засушенные цветки или иллюстрации, чтобы повысить интерес ребят к выращиванию этих растений. Для выращивания рассады можно использовать те же ящики и горшки, в которых находились комнатные огороды.

В старшей группе можно посеять семена ноготков и настурции, огурцов или тыквы.

Занятия организуются таким образом: на каждый стол ставится ящик с увлажненной землей, по два блюдца с семенами и палочки, концы которых окрашены {метка). После показа и объяснения воспитателя дети самостоятельно делают ямки с помощью палочек, кладут туда семена и засыпают семена землей, а воспитатель осторожно опрыскивает ее и вместе с детьми ставит ящики на окна.

Посеянные семена рекомендуется засыпать песком, который лучше пропускает воздух, происходит более полная аэрация; песок при поливке не смывается так легко, как земля, как превращается после поливки в корку, легко оседает и пропускает воду. После посева земля, покрытая песком, снова опрыскивается. Посевы следует беречь от пересыхания, резких колебаний температуры; надо дать им как можно больше света.

Когда растеньица подрастут, их надо рассадить (пикировка), после чего они быстро пойдут в рост.

Наблюдения за развитием и ростом растений надо провести до пересадки в грунт и продолжать их после высадки на участок.

В подготовительной группе желательно вырастить два-три вида овощей и цветов. Не обязательно выращивать все те растения, которые хотят посадить на участке рассадой. Весь смысл этой работы заключается в том, чтобы показать детям рост и развитие растения от посева семени до получения новых семян. Желательно, чтобы занятию предшествовала экскурсия в одно из тепличных хозяйств, где дети могли бы увидеть, как еще ранней весной хорошо развиваются растения. если им создать необходимые условия.

Реферат опубликован: 15/02/2008