Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры

Страница: 2/6

нению внимания.

Н е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает без

предварительно поставленной цели - как реакция на сильный

звук (скажем, сигнал сирены <Скорой помощи>), яркий свет

(например, движущаяся электрореклама о новом кинофильме),

новизну предмета (новая марка автомобиля, новая форма маски

вратаря хоккейной команды, новая книга в витрине магазина).

Предметом непроизвольного внимания становится любой нео-

жиданый раздражитель (например, гимнаст, впервые неожиданно

для зрителей и участников соревнований закончивший комбина-

цию тройным сальто после больших оборотов на перекладине).

При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на корот-

кий срок. Но непроизвольное внимание может удерживаться и

длительно - в тех случаях, когда восприятие предмета, даже

мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положи-

тельными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др,

Так может приковать внимание учащихся преподаватель, инте-

ресно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит

о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специ-

ально, с целью достижения положительного результата деятель-

ности, в данном случае урока.

Следовательно, внимание являетсся не только фактором,

огранизующим психическую деятельность, но и само может регу-

лироваться извне, в частности в педагогическом процессе.

П о с л е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает

вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сос-

редоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности,

иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс

рассматривания предмета или сама деятельность вызывает на-

растающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже

без всякого усилия.

Так было однажды с человеком, никогда не игравшим в шах-

маты. Он оказался в условиях, когда нечего было читать. На

столе лежало руководство к шахматной игре. Он взял книгу,

полистал, отложил. Снова взял. Стал бегло прочитывать неко-

торые страницы. Незаметно для себя задержался на одной из

них, все внимательнее и внимательнее стал вникать в содержа-

ние. Кончилось тем, что он вышел из комнаты (дело было в

гостинице), попросил шахматную доску, фигуры и с увлечением

начал уже практически постигать азы игры в шахматы. У него

возникло устойчивое послепроизвольное внимание.

Все три вида внимания - это динамичные процессы, свя-

занные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на

какое-то время становится преобладающим.

1.2. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Свойствами внимания называются особенности его проявле-

ния. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, пе-

реключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого

и воспроизводимого материала. Во множестве экспериментов лю-

дям различного возраста предлагалась в течение 0,1 сек.

воспринять ряд из 12 букв, а затем записать те, которые они

смогли запомнить. Оказалось, что у взрослых в среднем объем

внимания составляет всего 4 - б букв. У детей он еще меньше.

3начит, объем внимания ограничен. Однако его можно увеличить

путем упражнения или придавая воспринимаемым предметам смыс-

ловые связи (например, объединяя буквы в слова).

К о н ц е н т р а ц и я внимания - свойство, выражающе-

еся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, пе-

реживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание

человека.

При наличии такой сосредоточенности человек становится

высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от

мыслей, в которые он погружен.

Ярко выраженная концентрация внимания, как показывают

исследования, отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатле-

тов, прыгунов в воду, метателей и прыгунов-легкоатлетов пе-

ред самым началом упражнения.

Устойчивость внимания - способность длительно быть сос-

редоточенным на определенном предмете или на одном и том же

деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии

сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или

процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от це-

лого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подго-

товленности рабочего места, навыков. Она имеет существенное

Реферат опубликован: 27/08/2007