Вольдорские школы

Страница: 7/10

Часто утверждают, что специфика вальдорфских школ заключается в уроках искусства и труда, а также в таких особенностях, как общие уроки рукоделия и ремесла для мальчиков и девочек или в том, что мальчики учатся прядению, ткачеству или даже шитью. Это близорукий взгляд на проблему. Речь идёт об ориентации преподавания на внутренние законы развития подрастающего человека и об учебном плане, соотнесенном с человеком в целом.

Дошкольное воспитание

Первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до се­милетнего возраста определяется тем, что в ребенке душа и дух еще не пришли к внутреннему самосознанию; они гораздо теснее, чем в дальнейшем, связаны с процессами телесного разви­тия. Сознание ребёнка и его переживания зависят от того, какие впечатления из физического окружения он воспринимает своими чувствами. Решающую роль в его научении при овладе­нии прямостоянием и речью, развитии сил переживания и фантазии, интеллекта и мышления играют примеры из ок­ружающего мира. Основная форма научения в этот период жиз­ни — скачала непосредственное, затем косвенное подражание. Побуждением к подражанию служит то, что ребенок видит и слышит. Воспринимаемое в ощущениях или в образах, дейст­вует непосредственно, нерефлектированного и ведет к соответст­вующим движениям и жестам. Таким образом, отдача ребенка своему окружению ведет к деятельности. Эта подражательная деятельность сильно влияет на характерное для раннего детства формирование органов. Именно в этом и состоит значение первого этапа жизни для дальнейшего развития биографии челове­ка.

Это значение давно признано вальдорфской педагогикой. Почти при всех вальдорфских школах есть детские сады, в ко­торых развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет стимулируется силами подражания. Учитывается индивидуальность детей: от них не требуется определенного поведения, все оформление де­тского сада, а также деятельности воспитательницы, направле­ны на побуждение детей к подражанию. Так происходит обучение в детском саду. Игровой материал подчеркнуто прост. Это способствует пробуждению фантазии. На игру ребенка не оказывается никакого давления. Ежедневное рассказывание и образные игры проводятся воспитательницей так, что они через сопереживание и соучастие ребенка одновременно стимулиру­ют развитие речи. Дети знакомятся с различными видами дея­тельности (часто в связи с временами года). Через то, как детям преподносятся эти виды деятельности и как они соучаствуют в них (например, от сеяния семян, сбора урожая, молотьбы до вы­печки хлеба), происходит наглядное проникновение в жизнен­ные взаимосвязи. Так различными путями, соответствующими возрасту, стимулируется развитие интеллекта и мышления. Сюда относятся и многочисленные занятия искусством —от ри­сования до хороводов, игр и эвритмии, соответствующей возрасту ребенка. Все это может проводиться только в маленькой группе (примерно 25 детей) и так, чтобы начинания, исходящие от воспитательницы, приносили пользу всем детям, без какого—либо даже скрытого принуждения. Подготовка воспитателей вальдорфских детских садов осу­ществляется в специальных учебных заведениях многих стран.

Педагогика возраста от 7 до 14 лет. (1- 8 год обучения)

В развитии ребенка седьмой год жизни означает глубокое из­менение его телесно—душевной формы. Внешне это проявляет­ся в первом изменении телосложения ребенка и смене зубов. По многим признакам физического развития можно заметить, что силы, которые в раннем детстве действовали в формирова­нии тела, с этого момента больше не действуют в нем. Теперь они становятся доступными ребенку душевно как две тесно вза­имосвязанные способности: как способность к образной фанта­зии, к произвольным воспоминаниям в образах, и как способность творческого образного созидания и переживания. Тем самым ребенок становится способен знакомиться с миром и понимать мир в образах. По сравнению с прежней связанностью сознания с чувственным восприятием это означает начало фор­мирования самостоятельной внутренней жизни. Постигать, изучать и понимать — эти способности реализуются в отделив­шемся от внешнего мира душевно—внутреннем процессе. Образ означает больше, чем внутреннее представление ощу­щаемого. В образах фантазии ребенок может схватывать не только отдельное, но и события и взаимосвязи, не только явле­ние, но и внутренние закономерности, значение и суть. Значе­ние образа состоит и в том, что образ своей наглядностью в отличие от абстрактного характера понятий активно вызывает сопереживание через чувство. Он оживляет и расширяет жизнь чувств.

Реферат опубликован: 30/11/2007