Барокко в русской архитектуре

Страница: 9/12

Возник практический вопрос: как внедрить новые принципы в массовое строительство, которое велось “по обычаю) “по образцу” (а извечным образцом служил избяной сруб)? Решение найдено в том, чтобы заменить традиционный образец проектом-образцом, гравированным и размноженным. Метод этот Петр испытал еще в Москве (“образцовые” дома для погоревшего села Покровского, 1701). Так облегчалось реальное внедрение нового в рядовую ткань города, а вместе с тем обеспечивалась унификация величины домов и их формальных характеристик.

За рационалистической эстетикой Двенадцати коллегий просту­пает и влияние барочной идеи пространственности. Вместе с пря­мыми улицами и проспектами Петербурга в образное мышление ар­хитекторов входили перспективы, где мерность членений подчерки­вала глубинность, восприятие дали. Это особенно остро ощущалось внутри бесконечных аркад здания коллегий, как и в аркадах гости­ных дворов. В интерьерах привычную пространственную обособлен­ность помещений сменяло их объединение в анфилады, которое стало характерно для домов-дворцов. Тем самым архитектура пе­тровского Петербурга соприкоснулась с концепцией западноевро­пейского барокко. Однако ее трезвый рационализм ставил жесткие пределы экспериментам с организацией пространства. Изощренная сложность очертаний, размытость частей, неопределенность самой границы между пространством и массой, характерные для барокко Италии и южной Германии, остались ей чужды.

Городские и загородные дворцы царской семьи и дома-дворцы “именитых” людей, предназначенные для открытой жизни и много­людных парадных приемов, вошли в число типов зданий, определяв­ших развитие архитектуры Петербурга первой половины XVIII в. Их функции, отражавшие правила нового этикета и требования пре­дставительства, решительно отличались от замкнутой жизни, проте­кавшей в дворцовых зданиях XVII в, К. поискам соответствующей формы привлекались наиболее умелые зодчие, прежде всего - приг­лашенные в Россию иностранцы. Дворцы размешали в ключевых точках городской структуры или пригородного ландшафта; про­блемы их композиции поэтому тесно связывались с градостроитель­ными.

В 1710-е гг. распространился тип, связанный с французскими прообразами второй половины XVII в. (как замок Во-ле-Виконт ар­хитектора Л. Лево или Шато де Мезон Ф.Мансара), - симметричное здание в два-три этажа “на погребах” с подчеркнутым центром и сильно выступающими ризалитами на флангах. Систему его инте­рьеров начинает парадный вестибюль с колоннами” обычно сквоз­ной, выводящий от главного входа к регулярному саду за домом. Связанная с вестибюлем лестница ведет к парадному залу, обычно двухсветному, занимающему центр второго этажа, несущего основ­ные функции представительства. Парадные и жилые комнаты рас­полагаются по сторонам зала и вестибюля. Трехчастное ядро, как правило, дополняли боковые галереи и флигеля с анфиладами ком­нат.

Принципиальный: для развития типа дворцового здания шаг сде­лан в Петергофе, первой из загородных резиденций Петра (где дере­вянный домик у высокой природной террасы появился еще в 1704г.). Здесь возникло продолжение и развитие композиции зда­ния во внешнем пространстве, постепенно разраставшееся до раз­маха самых грандиозных ансамблей западноевропейского барокко. Первоначальная идея - дворец над обрывом с гротом и фонтанами под ним, соединенный с морем прямым каналом - принадлежит Пе­тру I, что подтверждают его собственноручные наброски. Позже с такой же широтой замысла был затеян дворец в Стрельне (заложен в 1720г. Н.Микетти), где симметричный водный сад с каналом по оси здания, еще до того, как оно было заложено, распланировал Леблон. Особенно эффектна тройная аркада, пронизавшая посредине протяженный объем дворца, - через этот открытый аванвестибюль связано пространство нижнего и верхнего парков. Драматичная вы­разительность стрельнинского ансамбля, основанная на взаимном проникновении интерьера и внешнего пространства, как бы протека­ющего сквозь протяженную пластину здания, образует, пожалуй, точку самого близкого соприкосновения раннего петербургского ба­рокко с поздним западноевропейским. Декор центральной части дворца получил пластичность и пространственное развитие, не име­ющие аналогия в архитектуре петровского времени. Трезвый рацио­нализм здесь отступил.

Реферат опубликован: 28/04/2007