Атланты и кариатиды Петербурга

Страница: 6/7

Он был сооружен для великого князя Михаила Николаевича (сына Николая 1) в 1857-1861годах по проекту А.И. Штанкеншнейдера. Фасад 2-х этажного дворцам обработан центральным и 2-мя боковыми ризалитами, оформленными на уровне 2-го этажа каннилированными мраморными колоннами коринфского ордена. Чрезвычайно эффектен мотив завершения колонн фигурами кариатид, поддерживающих на уровне 3-го этажа антаблемент. Боковые ризалиты завершены лишь фронтонами, а вместо 8-ми колонн и 8-ми кариатид здесь по 4-е колонны и 4-е кариатиды.

В целом архитектурно-художественное оформление дворца производит впечатление пиршества и богатства. Этого создателям дворца удалось добиться применением архитектурных форм барокко и ренессанса, и удачным сочетанием статуарных и рельефных средств декоративного оформления, гармонирующим с общим архитектурным решением.

ГЛАВА 5

Интерьеры

Среди всего впечатляющего многообразия скульптурных изображений атлантов и кариатид повышенный интерес вызывают аналогичные образы предназначенные для украшения интерьеров зданий.

5.1 Парадный зал дворца Монплезир

Именно в интерьерах сохранились до наших дней первые из скульптурных изображений атлантов и кариатид, установленные в парадном зале дворца Монплезир –любимого сооружения Петра 1 в Нижнем парке Петергофа, постав ленного буквально в нескольких шагах от волн Финского залива. Парадный зал производит впечатление действительно очень большого помещения. Впечатле- ние пространственности достигается конструктивным решением перекрытия, средняя часть которого поднята на высоту более 8 м. Стены на всю высоту обли цованы дубовыми тонко профилированными филенками.

При такой конструкции перекрытия очень гармонично вписываются в интерь ер скульптурный декор: в углах потолка из монументальных кронштейнов как бы вырастают парные аллабестровые полуфигуры, словно несущие на своих плечах свод. Эти совершенные полепки и проработки деталей 4-е пары полуфи- гур атлантов и кариатид олицетворяют времена года, перекликаясь с сюжетной основой художественной росписи зала.

Скульптуры атлантов и кариатид дворца Монплезир выделяются своей уни- кальностью даже на фоне богатейшего классического наследия Петербурга. К

сожалению, до настоящего времени остается нерешенным вопрос об авторстве скульптурной отделки Парадного зала.

5.2 Интерьеры Екатерининского дворца

Широкий диапазон образов атлантов и кариатид различного стилевого испол -нения и разных художественных школ исторически сформировался в интерье- рах Екатерининского дворца в Царском Селе.

Воздвигнутый “для единой славы всероссийской” дворец настраивает посети

телей на торжественный лад своим первым же интерьером- Парадной лестни-

цей, с которой начинаются экскурсии по дворцу. Уже здесь зрители встречают

первые фигурки кариатид.

Самым грандиозным по своему архитектурно- художественному замыслу и воплощению являются Большой зал –главный парадный зал Екатерининского дворца. Среди всего великолепия декоративного убранства зала яркое впечатле ние производит деревянная золоченная резьба Особенно хороша резьба, обрам ляющая 6 дверей зала. Довольно близко к зрителю находятся и детально воспри нимаются поясные золоченые фигурки кариатид, установленные с обеих сторон каждой из дверей. Изящные фигуры молодых женщин представлены в живом свободном повороте, одной рукой каждой из них легко поддерживает верхнюю часть резного убранства. В сочетании со сверкающей позолотой разнообразных растительных орнаментов размещенных по всему периметру огромного зала этот великолепный декор оставляет необратимое впечатление.

Особая роль принадлежала скульптурам кариатид обрамляющим двери 5-ти антикамер, ведущих от первоначальной Парадной лестницы к Большому залу.

Реферат опубликован: 25/11/2009