Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга

Страница: 2/7

В соборе похоронены русские императоры от Петра I до Александра III. Места могил отличались вделанными в пол мраморными плитами. В 1865 году решено было заменить плиты надгробиями. Из них примечательны надгробия, воздвигнутые у северной стены собора над могилами Александра II и его жены. Оба саркофага изваяны из цельных монолитов: первый из алтайской яшмы, а второй из уральского орлеца. Эта работа выполнялась замечательными мастерами Петергофской гранильной фабрики.

Справа от южного входа в собор установлено надгробие над местом захоронения Петра I.

Важной исторической и архитектурной достопримечательностью крепости являются Петровские ворота. Они служили главным входом в крепость со стороны Троицкой площади-центра города.

Ворота первоначально (1707-1708 годах) были сооружены из дерева по проекту Доменико Трезини. Название Петровских они получили после перестройки их в камне в 1717 - 1718 годах.

Из прежнего декоративного убранства ворот сохранилось большинство скульптур: вырезанные из дерева Николаем Пино барельефы, изображающие бога Саваофа в облаках (в центре) и воинские доспехи (по бокам). Под центральным барельефом укреплён выполненный около 1708 года также деревянный барельеф Конрада Оснера "Низвержение Симона - волхва". Сюжет этот должен был навеять зрителям мысль о всемогуществе Петра I - тёзки апостола, о неизбежной победе его над зазнавшимся шведским королём Карлом XII.

Вскоре после сооружения каменных Петровских ворот было решено принять дополнительные меры по усилению крепости, и в 1731 году началось строительство равелина - предкрепостного укрепления для защиты ворот. Этот равелин был назван Иоанновским, в честь брата Петра I и отца царствовавшей тогда Анны Иоанновны. Такое же название получили построенные в 1740 году сравнительно скромные по своей архитектуре ворота в стене равелина.

У западного входа в Петропавловский собор возвышается изящный, украшенный колоннами и декоративной скульптурой павильон, в котором долгое время хранилась одна из исторических реликвий ботик Петра I. На этом ботике Петр в юности плавал по московской реке Яузе, на широком Переяславском озере. В 1761 году по проекту А.Ф. Виста ученика великого зодчего В. Растрелли - было возведено здание Ботного домика, дошедшего до наших дней. В настоящее время ботик находится в Центральном Военно-Морском музее.

Рядом с этим павильоном находится здание прекрасных пропорций украшенное фронтоном, арками главного входа и круглыми башнями на углах главного фасада. Это - Монетный двор, возникновение которого принято относить к 1724 году. Здесь чеканились медные, серебряные и золотые монеты. Назначение его сохранилось и по сей день.

К числу лучших архитектурных сооружений крепости принадлежат воздвигнутые из серого гранита, классически чёткие по форме и декорированные четырёхколонным портиком и фронтоном Невские ворота с Комендантской пристанью. Этот парадный выход из крепости на Неву нынешний свой вид приобрёл в 1787 году, после перестройки по проекту Н.А. Львова.

Гранитный трёхпролетный мост соединяет Невские ворота с далеко отстоящей от берега площадкой Комендантской пристани. Эта пристань получила своё название в 1860-х годах, когда у её причалов стоял дежурный катер коменданта крепости.

Невские ворота служили не только декоративным целям. Через них на гранитную Комендантскую пристань ночью выводили из казематов узников для отправки на судах в Шлиссельбургскую крепость или на Лисий Нос, где приводились в исполнение смертные приговоры над узниками крепости.

От Невских ворот узкая тропа проходит под стенами крепости. Грани бастионов изрезаны амбразурами. В давние времена эти бойницы были ощерены жерлами пушек. За ними в массивах крепостных стен были казематы - помещение для защитников крепости.

Во многих крепостях такие помещения служили местом заточения, и термин "каземат" в обиходе утратил своё первоначальное значение, став синонимом мрачной тюремной одиночки.

Крепости не суждено было сыграть активную роль оборонительного сооружения города. Но уже с конца XVIII века она стала политической тюрьмой для противников самодержавия.

На берегу Невы в центре города возвышается сказочно красивое, причудливо украшенное здание Зимний дворец. Известно, что Зимний перестраивался неоднократно, первый из них, так называемый Зимний дом - построил в 1711 году архитектор Д. Трезини. Расположенный у Невы дворец выходил главным фасадом на Зимнюю канавку. Второе, более крупное здание "для зимнего пребывания" было соо-

ружено примерно в 1720 году чуть ближе к Неве по проекту И. Маттарнови. Это зда-

ние с пышным портиком, стоявшее на месте нынешнего Эрмитажного театра, выходи-

ло главным фасадом на набережную Невы.

Работы по переделке старых особняков и созданию третьего Зимнего дворца на-

чались весной 1732 года. Строительство шло быстро, уже осенью в некоторых помещениях золотились двери и карнизы. Однако отделка дворца продолжалась до 1737 года. Во дворце было около 70 парадных залов, среди них Тронная, Красная, Жёлтая, Шахматная палаты, аудиенц-камеры, галерея для торжественных церемоний и театр. Внутреннее убранство было насыщенно деревянной резьбой, позолотой, деко-

Реферат опубликован: 11/07/2009