Архитектура_ Ле Корбюзье

Страница: 2/7

В зданиях, построенных Ле Корбюзье, тор­жествует новая архитектурная эстетика, жиз­неутверждающая и глубоко человечная. Каж­дая новая постройка становится событием в художественном мире. Его произведения и проекты публикуются во всех архитектурных изданиях, он всюду пропагандирует новое сло­во в архитектуре. А когда в 1923 году выходит его книга «К архитектуре», Ле Корбюзье стано­вится одним из ведущих теоретиков архитекту­ры XX столетия.

В 1925 году вышел в свет капитальный труд Ле Корбюзье «Градостроительство». Книга эта оказала большое влияние на развитие молодой градостроительной науки, она вызывает значи­тельный интерес и в наши дни.

Начало архитектурной деятельности Ле Кор­бюзье совпадает с началом XX века. Это было время экспериментирования, поисков новой ху­дожественной правды, и ее находили иногда там, где, казалось, царила только утилитар­ность. Зодчие-новаторы стремились найти путь к новой архитектуре, учитывая потребности современного человека, назначение здания, ма­териалы и методы строительства.

Ле Корбюзье непосредственно приобщился к творчеству своих старших современников. В Вене он учился у архитектора Иозефа Гоф­мана, в Париже—у Огюста Перре, в Германии— у Петера Беренса и сблизился с группой архи­текторов «Веркбунд», куда входил и Вальтер Гропиус. Но все это были лишь этапы на пути создания собственного стиля, в наиболее чистых формах выразившего идеи функциональ­ной архитектуры, поэтически осмысленной Ле Корбюзье.

Особенности творчества Ле Корбюзье можно проследить на материале создания архитектур­ной композиции. Он создал свои самые значи­тельные произведения только после длительных и трудных поисков первичной архитектурной формы. Как бы ни был сложен план и объем здания, его укладывают из простых про­странственных элементов. Эту возможность Корбюзье обрел в железобетоне. На смену тра­диционным конструкциям пришла плита боль­шого размера, поставленная на вертикальные, тоже железобетонные стойки — колонны. Тем самым стена освобождалась от нагрузки: ко­лонны ставились внутри здания и стена прев­ращалась в ограждающую от внешнего про­странства плоскость, если угодно, мембрану, которую можно навешивать на конструкцию. Идеальным для стены материалом было стекло.

- 3 -

Железобетон и стекло впервые в творчестве Корбюзье получили свое принципиальное утвер­ждение. Предшественники Корбюзье, в том числе и его учитель Огюст Перре (1874—1954), в архитектуре фасадов все еще чередовали стену и проем. Корбюзье применяет сплошную ленту стекла.

Пространственная композиция складывается из принятых элементов, состоя­щих каждый из двух этажей, связанных лестницей. Эту простую форму Корбюзье бесконечно варьирует, создавая многообразие жизненного пространства. Отдельные ячейки архитектор связывает внутренними коммуни­кациями, которые он так и называет «улицей». Ле Корбюзье в замкнутом пространстве своего жилого дома размещает все необходимые функ­ции для обслуживания живущих в нем людей. Наиболее четко этот принцип получил свое выражение в знаменитом марсельском жилом доме, построенном зодчим в 1952 году. К созданию первичной архитектурно-про­странственной композиции Ле Корбюзье пришел через применение стандартных строительных элементов. Корбюзье видел в стандартизации не только удобство и удешевление строительства, но главным об­разом вариантоспособность. Он нашел новое художественное выражение путем применения стандартной детали. Этому предшествовал дол­гий путь поисков. Развитие новых железобетон­ных конструкций дало возможность наиболее эффективно использовать стандартные элементы и на этой основе создать новую архитектуру. В известных «Пяти отправных точках современ­ной архитектуры» Ле Корбюзье четко сформули­ровал свои принципы.

«ПЯТЬ ОТПРАВНЫХ ТОЧЕК СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

1. Опоры — столбы: Дом на отдельных опо­рах! Раньше дом был забит в землю, в темных и зачастую сырых местах. Железобетон дает нам отдельные опоры. Теперь дом в воздухе, высоко над землей; под домом находится сад, на крыше дома тоже сад.

2. Крыши сады: Железобетон — это новый материал, позволяющий создать совмещенную кровлго здания. Соображения технологии, эко­номии, удобства и психологии приводят нас к выбору крыши-террасы.

3. Свободная планировка: До сих пор стены здания были его несущими элементами, плани­ровка дома полностью зависела от стен. Приме­нение железобетона допускает свободную пла­нировку. Этажи больше не будут отделяться один от другого, словно отсеки. (Отсюда — большая экономия жилого объема, рациональ­ное использование каждого кубического санти­метра, большая экономия материальных средств.

4. Расположение окон вдоль по фасаду: окно— один из важнейших элементов дома. Новейшие средства раскрепостили окно, железобетон произвел настоящую революцию в его истории. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного конца до другого.

5. Свободный фасад: опоры вынесены за пре­делы фасада, внутрь дома. Перекрытия кре­пятся на консолях. Отныне фасады — это лег­кие пластины изолирующих стен и окон. Фасад освобожден от нагрузки.»

Реферат опубликован: 6/01/2010