"Семенная идея" в творчестве Льва Николаевича Толстого

Страница: 3/5

«- …Нет, я поеду, непременно поеду, - сказала решительно Наташа.»

« …Илагин… приятно улыбнувшись, сказал, что графиня [Наташа] представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей».

6. Экзотичная первая встреча князя Андрея и Наташи.

«Какой-то шум, похожий на звук влетевшей в комнату и бившейся об окно птицы, послышался на окне, выходившем на балкон, и отчаянный и веселый голос кричал: - Отворите, я защепилася, мама! Я защепилася, - кричал, смеясь и плача, как показалось князю Андрею, какой-то мальчик, стоявший на окне. Увидев его, мальчик, и прелестный мальчик, встряхнув чёрными кудрями, покраснел, закрыл лицо руками и соскочил с окна».

Хорошо. В окончательном же варианте всё проще, естественнее и … больнее. Уже в этой мимолётной встрече предчувствуется то невыразимое счастье и острое страдание, которое принесёт в жизнь князя Андрея Наташа.

7. Толстой-художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть князя Андрея – событие само по себе потрясающее – описана просто и безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, ни одного художественно не оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры. Для князя Андрея смерть – новый, завершающий этап духовного развития. Он принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким людям.

Смерть – таинство. И писатель надевает покров молчания на это событие.

Очень бережного и пристального внимания заслуживает сюжетная линия Николай Ростов – княжна Марья – Соня. В её основу положены некоторые внешние события жизни родителей и троюродной тётушки Льва Николаевича.

Творчески переработанные, жизненные впечатления видоизменились на страницах романа, приобрели самостоятельное значение.

8. Сюжетная линия: князь Андрей, Наташа, Пьер – претерпела много изменений. В одном из вариантов раненый князь Андрей и Наташа встречаются как друзья. Любви между ними нет.

«- Ты удивляешься, я думаю, мой друг, нашим отношениям с Ростовой?

- Да, я хотела…

- Прежнее всё забыто. Я искатель, которому отказано, и я не тужу. Мы дружны и навсегда останемся дружны…

- Но я понимаю, - сказала княжна Марья и подумала, что гордость князя Андрея не могла ему позволить вполне простить её.

- Да, да, - сказал князь Андрей, отвечая на её мысли».

Наташа выходит замуж за Пьера. Князь Андрей выздоравливает.

В другом варианте князь Андрей и Наташа обручились. Через некоторое время Болконский умирает, но ни предсмертное состояние, ни сама смерть не описаны.

Эти эпизоды, доработанные Толстым для окончательного варианта, - чудо художественного совершенства.

Сцена свидания Наташи и раненого князя Андрея как бы мягко освещена высшим духовным светом, проникающим во всё их существо. Слов очень немного, но они и не нужны: происходит таинственное общение душ. Образы приобретают удивительную легкость и грацию.

«Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить тою новою, чистою, божескою любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, соя на коленях, испуганно, но приковано (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо её было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.

Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.

- Вы? – сказал он. – Как счастливо!

Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать её, чуть дотрагиваясь губами.

Реферат опубликован: 13/03/2010