Москва меняет свой облик

Страница: 2/5

Любая реконструкция влечет за со­бой снос старых построек, мешающих созданию новой, более прогрессивной планировки. Однако строители Москвы старались сохранить то, что имело историческую или большую материаль­ную ценность. Такое отношение к ста­рой Москве породило передвижку зданий и установку их на новых местах. Во второй половине 30-х годов в центре Москвы было перемещено свыше 50 зданий. Так, в глубину улицы Горь­кого отодвинулось построенное во вто­рой половине XVIII в. здание, в кото­ром после революции разместился Мос­совет; переменила свой адрес глазная больница, свыше ста лет простоявшая на Тверской, а теперь переехавшая в переулок Садовских. Передвижка жи­лых домов осуществлялась без всякого нарушения обычного ритма жизни их обитателей: как всегда, действовали водопровод, канализация, телефон, газоснабжение и другие виды комму­нального обслуживания населения.

В 1936 г. начались работы по рекон­струкции Большой Калужской улицы (ныне часть Ленинского проспекта). Она была освобождена от ветхих до­мов, заасфальтирована. Большая Ка­лужская стала одной из первых улиц, где в широких масштабах осуществля­лось строительство новых многоэтаж­ных зданий. Впервые в строительной практике шестиэтажный дом возводил­ся поточно-скоростным методом по совмещенному графику с максималь­ным использованием сборных деталей и конструкций. Дом был построен всего за пять месяцев и восемь дней. Таких темпов строительства еще не знали в нашей стране.

Одновременно перестраивались Каля­евская, Новослободская, Большая До­рогомиловская, 1-я Мещанская и десят­ки других московских улиц. Новые жилые и общественные здания украси­ли набережные Москвы-реки–Фрун­зенскую, Ростовскую, Смоленскую, Краснопресненскую.

Неузнаваемы стали промышленные районы столицы. Трущобы городских окраин–неотъемлемая черта капитали­стической Москвы–уступали место рабочим кварталам, которые выглядели не хуже, а во многих случаях даже лучше, чем центральные районы. На Симоновке вырос огромный Дворец культуры автозавода. Десятки и сотни благоустроенных многоэтажных домов для рабочих автозавода, ГПЗ-1, про­жекторного, электрозавода и др. были построены в Дангауэровке, на Введен­ских горах. Малой Семеновской и Си-ничкиной улицах, Соколиной горе. Только в 1932–1933 гг. их новоселами стали 58 000 рабочих с семьями. Неког­да лишенные элементарных бытовых удобств, жители окраин получили газ, электричество, водопровод, канализа­цию, телефон, радио. Здесь появились фабрики-кухни, хлебозаводы, бани, прачечные, ясли, детские сады. Исчез­ли болота и свалки. Все основные магистрали, пересекающие промышлен­ные районы, оделись в асфальт, были озеленены. Новые трамвайные и авто­бусные линии связали эти районы меж­ду собой и с центром города.

Москва стремительно меняла свой облик. К 1941 г. ее общий жилой фонд увеличился на 6 млн. кв. м, т. е. в полтора раза по сравнению с 1913 г. Вместо керосиновых ламп и газовых фонарей, скудно освещавших старую Москву, в городе была создана широ­кая сеть электрического освещения. Свыше 40 000 электрических фонарей залили светом московские улицы.

Наряду с жилищным строительством в огромных масштабах велось стро­ительство культурно-бытовых учрежде­ний. За первые пять лет осуществления Генерального плана реконструкции в Москве было построено 379 школ, бо­лее 400 детских садов и яслей, десятки больничных корпусов, открыто около 300 крупных библиотек и т. д.

Московское метро

Многими достижениями первых пятиле­ток гордились москвичи. Но с особой любовью относились они к своему мет­рополитену, по праву признанному луч­шим в мире.

Решение о строительстве метро в Москве было принято Пленумом ЦК ВКП(б) в июне 1931 г. Проект пер­вой очереди правительство окончатель­но утвердило в марте 1933 г., но парал­лельно его доработке уже с конца 1931 г. по всей трассе первой очереди развернулись строительные работы. Для того чтобы пустить в срок–в на­чале 1935 г.–11,5-километровую ли­нию метрополитена, нужно было вы­полнить объем работ, которого не зна­ла строительная практика Москвы и других городов Советского Союза: вы­нуть свыше 2 млн. куб. м грунта, уло­жить почти 850 000 куб. м бетона, за­везти в Москву миллионы тонн стро­ительных материалов, оборудования и т. п.

«Метро строит вся страна!»–этот лозунг партии, подхваченный советски­ми людьми, превратил стройку в под­линно всенародную.

Реферат опубликован: 29/08/2007