История Высокопетровского монастыря

Страница: 3/5

Праздничность декора верхнего этажа Братских келий усиливает скупость оформления первого этажа, расчлененного широкими лопатками на равные части с прорубленными в них окнами - бойницами. Он как бы продолжает плоскость прясел монастырских стен опоясывающих территорию.

Внутри двора на уровне первого этажа арочная галерея Братского корпуса, соединенная с галереей церкви Сергия Радонежского, образует архитектурное единство южной хозяйственной части обители.

Тогда же в 1690 году, в память о спасении молодого Петра в Троице - Сергеевом монастыре 8 августа 1689 года от расправы восставших стрельцов, заложили южнее собора святого Петра большую теплую пятиглавую трапезную церковь во имя Сергия Радонежского ( Сергий Радонежский (около 1321 - 1391) — основатель и Троеце - Сергиева монастыря. Активно поддерживал объединительную и национально - освободительную политику Дмитрия Донского) и завершили ее строительство 1694 году. После освещения 1 декабря 1695 года она была открыта для насельников обители и прихожан.

Величественное трехярусное здание храма с двухэтажной трапезной палатой, окруженное стройным арочным гульбищем на уровне второго этажа, с декорированными белым камнем наличниками окон, колонками и карнизами стало украшением двора монастыря. В дальнейшем трапезная церковь регулярно подновлялась (1777 , 1778, 1808, 1896 гг.), а в 1836 году в ней устроили предел святого Алексея Митрополита (меирополит Алексий (1290 - 1378) поддерживал политику московских князей. Фактический глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии (Донском) ) , а несколько позднее - придел святого Митрофания Воронежского.

До развертывания крупного строительства в монастыре в 1680 году начали возводить святые трехарочные ворота. Как только в 1691 году над ними поставили “ нарышкинский “ четверик , туда сразу же переместили церковь Покрова Пресвятой Богородицы , а к 1694 году над воротами возвысились стройные ярусы восьмигранной колокольни - звонницы с луковичной главкой , установленной на изящной шейке . Строительством колокольни и каменных стен композиционно и архитектурно завершили западную сторону монастырского ансамбля , которым вот уже 300 лет любуются москвичи . Причем все затраты на обновление и строительство оплатили Нарышкины .

В 1744 году по желанию стас - дамы Нарышкиной Анастасии Александровны по проекту архитектора И.Ф.Мичурина заложили церковь Толгской иконы Божьей Матери . Небольшой храм , строительство которого завершилось через 11 лет , дожил до наших дней и стоит между колокольней и Братскими кельями , встроенный западной стороной в прясло стены .

Спустя десятилетие (1753 - 1755)над южными воротами , выходящими в Крапивенский переулок , рядом с Братскими кельями поставлена церковь святого Пахомия Великого . После пожара 1812 года ее упразнили и передали под хранилище фондов епархиальной библиотеки . Но 13 сентября 1914 года на средства некой Ф.В.Лесковой восстановили , но освятили уже во имя святых апостолов Петра и Павла . Все возвращается на круги своя .

В одном из пролетов Святых ворот соорудили часовню Казанской иконы Божьей Матери . Казанская Божья Матерь явилась в городе Казани в 1579 г . эта икона была найдена земле под печью згоревшего дома, завернутая в старое сукно. На месте явления её выстроен женский монастырь. Икона была привезена из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским, который с ополчением вступил в столицу в 1613 году и освободил город от поляков. По изгнанью врагов князь исполнил данный им обет: устроил в Москве церковь во имя Казанской Божьей Матери, где и поставил икону (храм, разрушен в 1930 г . ныне востановлен). Эта икона сейчас находится в Петербурге в Казанском соборе.

Известно , что в конце 19 века художник М.В.Нестеров в одной из церквей обители написал портрет архиепископа Антония Волынского (Храповицкого)- потомка знаменитого стас - секретаря Екатерины второй , автора известных записок об отделении церкви от государства . Изображен он был стоящим на амвоне перед царскими вратами и произносящим проповедь . Очевидцы свидетельствуют , что портрет был очень красив по колориту: цвета церковного облачения - черный и белый перекликались со сверкающим окладом иконостаса .

Реферат опубликован: 13/11/2006