Архитектура Московского Кремля XIV-XVI вв.

Страница: 12/13

В начале XVIII века, при возведении здания Арсенала, башня получила свое нынешнее название. Наружная грань башни расчленена двумя плоскими вертикальными нишами. Верх четырехугольного объема завершается машикулями и парапетом с ширинками. Внутри башня имеет три яруса, перекрытых цилиндрическими сводами, которые соединены между собой лестницами.

В 1680 году башня была надстроена. Венчает ее сквозная Смотрильная вышка с шатриком.

В 1812 году по проекту О. И. Бове у подножия башни был сооружен грот - одна из достопримечательностей Александровского сада.

Высота башни - 38,9 метра.

НИКОЛЬСКАЯ БАШНЯ

На северной стороне Кремля одновременно со Спасской башней Пьетро Антонино Солари в 1491 году построил и Никольскую. В ее мощном четверике находились проездные ворота и отводная стрельница с подъемным мостом.

Название башни связано с иконой св. Николая, которая была установлена над проездными воротами отводной стрельницы. По существовавшей традиции у этой иконы решались спорные вопросы. Через ворота Никольской башни въезжали обычно те люди, которые направлялись к боярским и монастырским подворьям, располагавшимся в Кремле.

В 1612 году во время борьбы с польско-шляхетскими интервентами народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым с боем ворвалось в эти ворота и освободило Кремль.

В древности, как свидетельствуют документы, на этой башне тоже находились часы. В 1780 году Никольскую башню надстроили и завершили низким шатриком. В1806 году архитектор И. Л. Руска возвел над четвериком башни восьмерик с кружевными белокаменными деталями в готическом стиле и шатер. В 1812 году, во время нашествия французских войск, часть четверика и шатер башни были разрушены. В 1816-1819 годах по предложению Ф. К. Соколова шатер был выполнен из железа на каркасе, по углам башни поставили четыре белокаменные башенки.

В дни Октября 1917 года Никольская башня сильно пострадала от артиллерийского обстрела, но уже в 1918 году по указанию В. И. Ленина ее восстановили.

Стройный шатер башни венчает рубиновая звезда. Высота до звезды - 67,1 метра, со звездой - 70,4 метра.

ПЕТРОВСКАЯ БАШНЯ (УГРЕШСКАЯ)

Из столетия в столетие совершенствовалась военно-оборонительная система кремлевской крепости, повышались боевые качества ее и в соответствии с развитием артиллерии изменялась архитектура крепостных сооружений.

Появление артиллерии было величайшим изобретением средневековья. Порох, по словам Энгельса, «произвел переворот во всем военном деле». Пушки становятся основным средством разрушения крепостей и почти полностью вытесняют метательную технику. В это время естественные преграды не являются большим препятствием для наступления. Крепости штурмуют со всех сторон. В результате их защитники стремятся к равномерному размещению башен по всему периметру крепостных стен.

Расстояние между башнями определялось дальнобойностью оружия. Там, где стена подвергалась большей опасности, башни становились теснее. Так, с южной стороны Кремля, между Тайницкой и Беклемишевской башнями, на сравнительно небольшом участке сгруппированы еще три башни. Первоначально все они были безымянными. Позже одна из них, стоящая рядом с Беклемишевской, получила название Петровская - от церкви митрополита Петра, которая располагалась на подворье Угрешского монастыря, находившегося в Кремле, рядом с башней. В 1676-1686 годах башня была надстроена.

В 1771 году в связи со строительством Кремлевского дворца под руководством В. И. Баженова башню, церковь митрополита Петра и подворье Угрешского монастыря разобрали.

В 1783 году башню восстановили. В 1812 году она была разрушена взрывом порохового заряда, заложенного в нее французами. В 1818 году башня вновь, уже в третий раз, была восстановлена под руководством архитектора О. И. Бове.

Петровская башня, возведенная «для лучшего вида и прочности», служила для нужд кремлевских садовников.

Высота башни - 27,15 метра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все строительство периода XIII-XVI в. отмечено освоением русской архитектурой высокого ремесла ренесанса. Нужно сказать, однако, что это влияние не поглотило национальных форм русской архитектуры, оно лишь усовершенствовало, обогатило их, усилила их конструктивную и архитектурную логику и способствовала возрождению на Руси высокой строительной техники. Лучшим памятником этой эпохи можно считать Московский Кремль, сохранивший при всех последующих изменениях свою исторически сложившуюся пространственную композицию. Треугольник стен с соборной и дворцовой группой зданий в центре, увенчанный вертикалью столпа, прошел все стадии постепенного развития со времени Ивана Калиты до наших дней. Поэтому Московский Кремль является глубоко национальным русским произведением, несмотря на широкое привлечение иноземных зодчих в роли исполнителей различных частей этого замечательного ансамбля.

Реферат опубликован: 22/08/2006