Архитектура г. Ростова-на-Дону

Страница: 10/12

В 1959 г. в Ростове началось строительство Северного жилого массива – так назывался район площади и проспекта им. Ленина. Впервые создавались микрорайоны, где одновременно размещались детские учреждения, спортивные площадки, скверы, магазины. Строительство велось передовыми индустриальными методами с применением типовых проектов. Впервые применялось крупноблочное строительство. Одновременно началась разработка проекта Западного жилого массива. К началу 1960-х гг. в территорию города вошли ранее самостоятельные поселения – станица Александровская, поселок Змеевка, станица Гниловская. В эти же годы над городом поднялся 180-метровый шпиль Ростовского телецентра.

В 1970-е гг. дальнейшее развитие города продолжалось в северном и западном направлениях. За рекой Темерник началось создание огромного Северного жилого района, рассчитанного на 150000 жителей. К середине 80-х гг. на окраинах города оформились «спальные районы» – жилые массивы с многоэтажными благоустроенными домами, школами, детскими садами, магазинами, но не имевшие предприятий, учреждений, культурных центров.

По Генеральному плану Ростова 1971 г. предусматривалось создание специальных промышленных зон. В 1980 г. в Ростове сформировались наиболее крупные из них: Западная и Северо-западная. Застройка Северо-западной промзоны началась в 1972 г. Здесь располагалось около 50 предприятий (Ростовское химическое производственное объединение им. Октябрьской революции, комбинат крупнопанельного домостроения, пивоваренный завод «Новая заря» и др.). Сосредоточение промышленных предприятий в специальных зонах города имело ряд преимуществ в плане экологии, общих коммуникаций, но оторванность от мест проживания рабочих обостряло транспортные проблемы.

В 70-80 гг. созданы или реконструированы все вокзалы. В 1975 г. закончено строительство здания нового речного вокзала с 9-этажной гостиницей в форме двухпалубного теплохода.

В декабре 1970 г., «За большие успехи… в хозяйственном и культурном строительстве», развитие «особенно отраслей машиностроения», Ростов, Указом правительства, был награжден орденом Ленина. Среди ведущих предприятий города, по-прежнему, оставался завод Ростсельмаш. В 1969 г. здесь был выпущен миллионный комбайн, в 1978 г. – полуторамиллионный, в 1984 г. – двухмиллионный.

В послевоенный период Ростов имел большой потенциал для развития экономики и городского хозяйства, основанный на сильной научно-технической базе. В 1960-70 гг. при Ростовском государственном университете был создан ряд новых научно-исследовательских институтов: механики и прикладной математики, физики, биологии, физической и органической химии. В 1969 г. большинство ростовских вузов и научно-исследовательских институтов объединились в Северокавказский научный центр высшей школы, куда вошли научные учреждения не только Дона, но и всего Северного Кавказа.

К середине 1980-х гг., началу перестройки, в Ростове все более назревали проблемы, вызванные политическим строем и связанные с процессом урбанизации. С начала XX в. население города увеличилось почти в 8 раз.

В 1980 гг. Ростов сформировался как огромный мегаполис, к которому примыкали соседние города – Аксай, Батайск, Азов. В результате остаточного принципа финансирования социально-культурной сферы преимущественного развития тяжелой промышленности, в городе назрели проблемы, характерные для периода «застоя»: не была решена жилищная проблема, большой износ наблюдался у водопроводных, тепловых, канализационных сетей, обострились проблемы экологии (загрязнение реки Темерник, загазованность городской атмосферы). Уже к середине 1980-х гг. стал вопрос о резком ограничении роста населения Ростова, перенасыщенного промышленностью.

Реферат опубликован: 18/05/2008