Архитектор Кузнецов

Страница: 2/4

Составленный из множества объемов, эркеров, башенок, балконов, террас, лестниц и переходов, этот дом был безусловным стилистическим уникумом московской архитектуры начала XXв.

Все эти работы зодчего не прошли мимо внимания архитектурной общественности и были достаточно полно опубликованы в профессиональной периодике.

Однако подлинным шедевром архитектуры московского модерна стало здание Новоткацкой фабрики в Глухове, которая начала строиться по проекту К. в 1906г. Впервые в практике русского промышленного строительства было возведено одноэтажное здание с многочисленными коническими фонарями верхнего света (а не многоэтажное с боковым светом), создававшими в помещении ровную естественную освещенность. Изобретенная К. безбалочная железобетонная конструкция потолков была настолько хорошо продумана, что первый ее ремонт потребовался лишь через 60лет. (Вместе с К. техническую сторону строительства обеспечивал А.Ф.Лолейт). Входы, отделка вестибюля полихромными изразцами, изображавшими цветок хлопка, выразительные башенки и выступы на кровле демонстрировали скругленные формы и линеарную эстетику стиля модерн, хотя формальная простота целого и его частей, лаконизм в решении интерьеров позволяют увидеть в Новоткацкой фабрике предтечу московского конструктивизма. Все эти качества постройки, в совокупности с продуманным новаторским функциональным зонированием и улучшением условий труда рабочих, делают здание одним из лучших произведений русской архитектуры своего времени.

Несомненным украшением города Богородска (Ногинска) стало и здание Женской гимназии, возведенное К. одновременно с Новоткацкой фабрикой. Эта нарядная, очень красивая постройка в проработке деталей была близка графике «Мира искусства», а в объемно-пространственном и ритмическом строе несла явные реминисценции зарождавшегося Ар Деко, наследника европейского Ар Нуво. В разработке проекта был учтен опыт обустройства городских училищ Австрии, Швейцарии, Германии и Франции. Плавные линии изогнутых аттиков ризалитов, симпатичные вентиляционные башни с шатрами «колокольчиком», арочные витражи окон и главного входа, красивые изгибы оконных рам, овальные «глазки» люкарн на кровле — всё это было сплавлено К. в целостную композицию, выдержанную в стилевом отношении, сформировавшую небольшую городскую площадь.

Будучи теоретиком и пропагандистом железобетона К. широко и изобретательно принял его в своих постройках. Значение его изобретательности в этой сфере для России, совершенно аналогично роли новаторских работ знаменитого архитектора Опоста Перре (1874-1954) во Франции. Эта историческая параллель главным образом подтверждается и совпадением периодов их жизней. Первым глубоко осознав неограниченные возможности железобетона, «российский Перре», использовал некоторые из них в здании мастерских Строгановского училища, работа над которым началась в 1911г. Оно было полностью возведено из железобетона с использованием каркаса и любимых К. безбалочных перекрытий. Формы постройки, хотя и имели некоторые ордерные детали, позволявшие отнести его к господствовавшему в то время неоклассицизму, по сути, были воплощением некоторых принципов будущего Современного движения. Плоские кровли, сплошное ленточное остекление между опорами (с коническими воронкообразными «капителями» наиболее привлекавшими К.), свободный план, использование фонарей верхнего света, фермовые покрытия спортивных залов и т.д. — все это только входило в тот период в русскую архитектуру, и получило мощный импульс к развитию лишь в 1920-егоды.

Реферат опубликован: 19/12/2006