Данте Алигьери – жизнь и творчество

Страница: 3/9

3. Изгнание с Родины.

Жизнь Данте трагически надломилась. Лишенный родины, поэт скитается по разным итальянским городам. «Пересекает даже пределы страны, одно время живет в Париже. Феодаль­ные сеньоры, правители-тираны охотно распахивали двери своих палаццо перед прославленным поэтом, но нигде не оста­вался он надолго. Боль поражения, тоска по родной Флорен­ции гнали его с места на место. Гостеприимство владетельных князей унижало и оскорбляло.

В первые годы изгнания Данте нашел приют поблизости от Флоренции в городе Ареццо, который в то время был убежи­щем изгнанных из Флоренции гибеллинов. Гибеллинскне эми­гранты готовили военное вторжение во Флоренцию и пыта­лись вовлечь Данте в подготовку интервенции. Данте — «бе­лого» гвельфа — сблизило с гибеллинами сходство политичес­ких лозунгов. Данте-изгнанник находил исход гневу и горечи среди таких же изгнанников, как он. Но был еще Данте-мыс­литель и гражданин, который скоро увидел, что гибеллинская эмиграция — это сборище политических авантюристов, утра­тивших чувство родины, человеческого достоинства, граждан­ские идеалы. Не любовь к Флоренции, а честолюбие и жажда мести двигали этими людьми. Поняв это, поэт порвал с ними.

Изгнание из Флоренции стало временем духовного созре­вания поэта. Скитаясь по свету, всюду видел он вражду и раз­брод. Ныне не одна только Флоренция, но вся Италия пред­стала перед ним «гнездилищем неправды и тревог». Несконча­емые распри между городами-республиками и внутри респуб­лик, жестокие раздоры между княжествами, интриги алчных служителей церкви, иноземяые войска, вытоптанные сады, ра­зоренные виноградники, измученные, отчаявшиеся люди .

По всей Италии идет гул народного протеста. В Милане поднялся мятеж против правителей Делла Торре. В горах Пьемонта полыхает пламя крестьянской войны. Катятся волны еретических движений. Новые идеи зрели и пробивались в жизнь, рождаясь в народной борьбе, они будили мысль Данте, давали к поискам выхода из бедствий.

B скитаниях, лишениях, в скорбных раздумьях о судьбах Италии созрел ослепительный гений Данте. Он выступает в эти годы как поэт, философ, политический деятель, публицист, ученый-исследователь, пишет «Божественную комедию», свое величайшее произведение, сделавшее бессмертной его славу. Именно в этом произведении он во весь рост встает как «пос­ледний поэт средневековья и первый поэт нового времени».

Поэма была задумана значительно раньше, но для ее создания потребовалась целая человеческая жизнь, исполненная мук, борьбы» бессонного, испепеляющего труда.

Помимо «Комедии» он пишет и другие произведения. К первым годам эмиграции относится морально-философский трактат «Пир» (1306—1308). В нем Данте затрагивает вопро­сы богословия, философии, морали, астрономии, натурфилосо­фии. Подобно средневековым схоластам, автор рассуждает о бессмертии и путях совершенствования души. Но над схолас­тической ученостью и средневековыми воззрениями реет жи­вая творческая мысль: Данте своей книгой стремится приоб­щить к знанию массы, сплотить народ Италии единой культу­рой. Вопреки средневековой традиции писать ученые сочинения на латыни, поэт обращается в этом произведении к наци­ональному итальянскому языку.

В «Пире» было высказано немало передовых для того вре­мени взглядов, предвосхитивших многие идеи гуманистов эпо­хи Возрождения, Такова мысль о равенстве людей.

Страстно увлеченный мыслью о значении народного языка, как могучей силы духовного сплочения нации, Данте прини­мается в разгаре работы над «Пиром» за создание специаль­ного лингвистического труда «О народном красноречии» (1306 г.), который был первым в Европе научным исследова­нием по романскому языкознанию. В трактате исследуется происхождение европейских языков, дается их классификация, деление на живые и мертвые. Мертвой латыни автор противо­поставляет живые языки романских народов.

Оба труда остались неоконченными: поток новых событий направил мысли Данте в иное русло.

И все же он продолжал думать о возвращении. Думал неотступно, когда в неистовстве мысли, страсти, воли возводил исполинское, необъятное здание своей «Комедии»; день за днем, год за годом, неутомимо, упорно. Когда чеканил ее бес­смертные образы и ковал родную флорентийскую речь, возно­ся ее на вершины всенародной поэтической речи. Когда допи­сывал последнюю строку и верил, что гениальная поэма рас­пахнет ему ворота родного города. Он ждал, надеялся, жил мыслью о возвращении, и это дало ему силы завершить свой титанический подвиг.

Данте не вернулся во Флоренцию. Поэму свою он заканчивал в Равенне, где властитель города Сеньор Гвидо да Полента дал ему убежище. «Комедия» была завершена летом 1321 года. А 14 сентября 1321 года Равенна хоронила Данте.

Поэт до конца своих дней оставался верен мечте о мире на земле его родины, и миссия мира стала основным делом его жизни. Ради этого он проделал путь в Венецию, грозившую военным нападением на маленькую Равенну. Данте отправился в страстной надежде убедить правителей Адриатической республики отказаться от войны. Но поездка не принесла пло­дов, а для поэта она оказалась роковой. На обратном пути че­рез болотистую лагунную область его поразил бич этих мест — малярия, которая в несколько дней сокрушила силы поэта, надорванные неимоверно напряженным трудом.

Реферат опубликован: 26/01/2009