Афины

Страница: 3/5

Кроме того феты могли быть избраны в созданный Солоном суд присяжных – гелиэю, который был высшим судебным органов Афин.

Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в "Сравнительных описаниях " пишет: " .Фаний Лесбоский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он пообещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых обязательств". Ни демос ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до н.э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями демократически настроенных масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать господство родовой знати.

Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного деления Аттики на три территориальных округа:

1) город Афины и его пригороды;

2) внутренняя центральная полоса;

3) береговая полоса.

Каждый округ состоял из 10 триттийю 3 триттии , по одной от каждого округа, составляли филу, и ,таким образом, составлялись 10 фил. Такая территориальная организация позволяла смешать население, разъединить роды, а следовательно ослачить эвпатридов.

Триттии распадались на мелкие сельские единицы – демы, каждый из которых являлся административной , военной и политической единицей. В демах происходили выборы членов суда присяжных и в совет пятисот, который пришел на смену прежнему совету четырехсот. В совет пятисот выбиралось по 50 человек от каждой филы.

Кроме того, Клисфен создал коллегию из десяти стратегов, которые по очереди выполняли функции главнокомандующих войсками.

Для предотвращения возможности установления тирании Клисфен ввел процедуру остракизма, которая могла удалить из Афин сроком на 10 лет любого гражданина, который по мнению общества мог представлять угрозу гражданским свободам.

Реформы Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой демократии. "После Клисфена Афинское государство сделалось значительно демократичнее, чем оно было, например, при Солоне".

4) Спарта, как и Афины, была главным ведущим центром греческого мир, но представляла собой другой тип государства, нежели Афины. В противоположность им Спарта была аристократической, а не демократической, республикой.

Спарта располагалась в Лаконике, которая в XII-XI веках до н.э. подверглась вторжению дорических племен. Постепенно, прежде проживавшие там, ахейские племена, были покорены ими и превращены в общинных рабов – илотов. Однако от рабов в строгом понимании значения этого понятия они отличались тем, что отдавали своим господам не весь урожай, а только его половину, и принадлежали не одному конкретному человеку, а государству. Таким образом статус илотов можно определить как крепостные.

Завоевание поставило перед дорийцами задачу создания органов власти. Однако столь раннее возникновение государства повлекло за собой сохранение ряда первобытнообщинных пережитков и элементов родового устройства. В частности, среди государственных органов в Спарте сохранялись народное собрание и соети старейшин, а государством управляло два вождя – архагета. Если между архагетами царило единодушие, то их власть считалась неограниченной, но так кк такое происходило не часто, то таким образом достигалось ограничение их власти.

Народное собрание – апелла- имело демократическую сущность, но со временем утратило реальную силу и стало полностью зависеть от властей.

Ограничение власти царей достигалось не только тем, что их было двое, но и тем, что оба архагета одновременно являлись членами совета старейшин – геруссии. Помимо царей в нее входило еще 28 членов-геронтов, избираемых пожизненно из представителей влиятельнейших спартанских родов, достигших шестидесятилетнего возраста. В функции геруссии входил верховный суд, военный совет, ведение внутренних и военных дел спартанской общины.

С течением времени в Спарте появился еще один орган – эфорат, состоявший из пяти избираемых апеллой эфоров. Эфорат мог оказывать колосальное влияние на дела государства. Раз в восемь лет эфоры собирались ночью и следили за падающими звездами. Считалось, что если эфоры увидят падающую звезду, то одного из царей необходимо сменить. Кроме того, они имели право требовать объяснения от царей и могли отменять их решения. Эфорат созывал геруссию и апеллу, ведал внешнеполитическими делами, финансовыми вопросами, осуществлял судебные и полицейские функции.

Реферат опубликован: 27/03/2010